Аланинаминотрансфераза

• Аланинаминотрансфераза (АЛТ) это фермент, который содержится во всех клетках нашего организма, преимущественно в печени, почках, сердце и мышцах. В норме его уровень в крови очень небольшой. При поражении клеток печени аланинаминотрансфераза попадает в кровь. Количество этого вещества может повыситься на 1—3 недели раньше проявления признаков заболеваний печени, за 1 неделю до нарастания уровня билирубина в крови. Печень жизненно важный орган, находящийся в верхней части брюшной полости справа, в подреберье.

Этот орган выполняет множество функций. В том числе образование белков, желчи, факторов свертывания крови, переработка питательных веществ, нейтрализация токсинов.

Кровь на анлиз

Наиболее часто анализ крови на аланинаминотрансферазу проводят для диагностики и оценки эффективности лечения болезней печени. Значительно реже это исследование применяют для выявления болезней сердца и поджелудочной железы.

Повыситься уровень АЛТ может в случае инфаркта сердечной мышцы, при болезнях поджелудочной железы и скелетных мышц. Для точной диагностики содержание АЛТ определяют вместе с аспартатаминотрансферазой (АСТ).

В некоторых случаях диагностически значимо соотношение количества ферментов (АСТ/АЛТ). Полученный коэффициент де Ритиса помогает выяснить причины поражения печени. В норме он соответствует 0,91—1,75.

Подготовка к анализу

• Кровь на определение АЛТ сдают утром, натощак.
    • За 5—6 дней до анализа исключают употребление алкоголя.
    • За 1—2 дня до исследования из питания исключают жареные, жирные, соленые блюда.
    • За 1 день до обследования следует избегать психоэмоциональных и физических перегрузок.
    • Так же по согласованию с врачом следует отменить прием биологически активных добавок и лекарственных препаратов.
    • За 8—12 часов до забора крови показано голодание.
    • Детям до 1 года можно поесть не позднее чем за 30—40 минут до забора крови.
    • Детям 1—5 лет нельзя есть за 2—3 часа до сдачи биоматериала.
    • Допускается пить чистую негазированную воду.
    • За 1 час до забора крови следует отказаться от курения.
    • Не рекомендуется проводить исследование после физиотерапии, рентгенографии, инструментальных обследований.
    • Так же не следует делать забор крови на исследование после внутримышечных инъекций, так как могут быть не достоверные результаты.

Показания к анализу

Показания

Определение АЛТ в крови показано при следующих клинических признаках поражения печени:

• Повышенные слабость, утомляемость.
    • Потеря аппетита.
    • Тошнота, рвота.
    • Вздутие живота (повышенное газообразование в кишечнике).
    • Боль в животе.
    • Пожелтение кожи и склер глаз.
    • Потемнение мочи.
    • Светлый кал.
    • Зуд кожи.

Так же анализ необходим при повышенном риске болезней печени:

• Гепатит в прошлом.
    • Злоупотребление алкоголем.
    • Наследственная склонность к болезням печени.
    • Прием гепатотоксичных лекарств.
    • Ожирение.
    • Сахарный диабет.

Определение уровня АЛТ в крови так же необходимо для:

• Выявления патологии гепато-билиарной системы.
    • При обследовании доноров.
    • При обследовании контактных лиц по вирусному гепатиту.
    • При болезнях миокарда.
    • При болезнях скелетных мышц.
    • Для оценки эффективности лечения болезней печени.

Интерпретация результатов

У мужчин уровень АЛТ в крови не должен превышать 41 Ед/л, а у женщин не более 31 Ед/л. У детей в 1 день жизни аланинаминотрансфераза в норме не должна превышать 31 Ед/л, на 2—5

день не более 40 Ед/л, с 6 дня по 12 месяцев до 54 Ед/л, в 1—3 год менее 33 Ед/л, в 4—6 лет до 29 Ед/л, в 7—12 лет не более 39 Ед/л, в 13—17 лет у мальчиков до 27 Ед/л, а у девочек до 24 Ед/л.

Причины повышения и понижения значений АЛТ

Повышенный АЛТ

Аланинаминотрансфераза повышена при:

• Тяжелых ожогах, шоке.
    • Остром лимфобластном лейкозе.
    • Инфекционном мононуклеозе.
    • Миокардите и инфаркте миокарда.
    • Остром панкреатите.
    • Тяжелом гестозе во втором триместре беременности.
    • Травмах мышц, миозите, миодистрофии.
    • Ожирении.
    • Некрозе клеток печени.
    • Холестазе и механической желтухе.
    • Онкологических болезнях печени.
    • Жировом гепатозе.
    • Хроническом алкоголизме.
    • Приеме гепатотоксичных лекарственных препаратов.
    • Нарушении проходимости желчевыводящих путей.

Повышение уровня АЛТ в крови может быть при интенсивной физической нагрузке. Так же причиной этого может быть прием биологически-активных добавок, антибиотиков, витаминов, пероральных контрацептивных средств, нестероидных противовоспалительных средств, противоопухолевых препаратов. Поэтому важно сообщить врачу обо всем, что вы принимаете.

Спровоцировать повышение активности АЛТ можно при питании фаст-фудом. Если пищевой рацион сбалансировать, то уровень фермента снизится до нормы.

Аланинаминотрансфераза понижена в следующих случаях:

• Инфекции мочеполовой сферы.
    • Злокачественные новообразования.
    • Недостаток витамина В6 при злоупотреблении спиртными напитками, недостаточном питании.
    • Болезни печени алкогольный гепатит, жировая инфильтрация, цирроз печени.
    • Беременность.

Анализ крови на АЛТ в медцентре «Клиника в Уручье»

оснащение процедурного кабинета

Определить активность АЛТ и АСТ в крови можно в нашем медицинском центре. Опытные медсестры бережно и ловко возьмут материал для исследования (венозная кровь). Для полной диагностики лучше сделать развернутый биохимический анализ крови и определение маркеров вирусных гепатитов, в первую очередь гепатитов B и С. Повышение уровня АЛТ в десятки раз свойственно для острого вирусного или лекарственного гепатита. Так же могут понадобиться общий анализ крови, УЗИ внутренних органов и др.

Комплексное обследование за короткое время поможет своевременно выявить заболевания печени и других органов, начать лечение и избежать осложнений. Мы заботимся о вашем комфорте и здоровье!