Аспартатаминотрансфераза (АСТ)

• Анализ аспартатаминотрансфераза (АСТ) — определение в крови уровня фермента, который содержится во всех клетках организма, преимущественно в сердечной мышце и печени, в меньшем количестве в мышцах и почках. У здоровых людей активность аспартатаминотрансферазы в крови не велика. Если происходит повреждение ткани печени или скелетных мышц, то она в большом количестве выходит в кровь. Анализ крови на аспартатаминотрансферазу относится к печеночным пробам, которые свидетельствуют о нарушении функции этого органа.

Печень относится к жизненно важным органам. Она находится в верхней части брюшной полости справа. Этот орган выполняет множество важных функций в организме. Печень перерабатывает питательные вещества, образует желчь, белки, факторы свертывания крови. Она так же обезвреживает токсичные побочные продукты обмена веществ.

При многих патологиях печени повреждаются клетки этого органа и уровень АСТ в крови нарастает.

Чаще всего определение в крови АСТ проводят с целью выявить заболевания печени (гепатит, цирроз, токсическое поражение). Активность этого вещества может повышаться при болезнях и других органов, например, при инфаркте сердечной мышцы.

Подготовка к анализу

цель анализа

Для определения активности АСТ в крови нужно правильно подготовится:

• Сдают кровь утром, натощак.
    • За 1—2 дня до анализа из пищевого рациона исключают жареные, жирные, острые блюда.
    • За 1 день до сдачи крови исключают психоэмоциональные и физические перегрузки.
    • За 12 часов до забора крови на анализ не следует принимать пищу.
    • За 1 час до сдачи материала для исследования так же необходимо отказаться от табакокурения.
    • Можно употреблять чистую негазированную воду.
    • Не рекомендуется делать анализ на АСТ после физиотерапии, рентгенографии, инструментальных обследований.

Показания к анализу

Анализ крови на АСТ делают для определения поражений печени. Его сочетают с анализом крови на аланинаминотрансферазу (АЛТ). Это 2 самых важных показателя повреждений клеток печени. Коэффициент де Ритиса (соотношение АСТ/АЛТ) помогает установить причины поражения печени. В норме он составляет 0,91—1,75.

Для выявления конкретного заболевания печени анализ крови на АСТ сочетают с определением общего белка, щелочной фосфатазы, билирубина.

Анализ крови на АСТ позволяет контролировать эффективность лечения болезней печени.

Анализ так же делается для проверки состояния здоровья у пациентов, которые принимают токсичные для печени лекарственные препараты. Если уровень АСТ в крови повышается, то врачи могут назначить другие лекарственные средства.

Определение аспартатаминотрансферазы в крови показано при:

• Слабости и повышенной утомляемости.
    • Снижении аппетита.
    • Вздутии живота.
    • Болях в животе.
    • Пожелтении кожи и склер глаз.
    • Потемнении мочи.
    • Осветлении кала.

Так же анализ показан в следующих случаях:

• Гепатит в прошлом, контакт с больными гепатитом.
    • Злоупотребление спиртными напитками.
    • Наследственная предрасположенность к болезням печени.
    • Прием гепатотоксичных лекарственных препаратов.
    • Ожирение.
    • Сахарный диабет.
    • Определение эффективности лечения.

Интерпретация результатов

норма

Аспартатаминотрансфераза норма: у детей до 1 года нормальный уровень АСТ в крови не более 58 Ед/л, в 1—4 года до 59 Ед/л, в 4—7 лет до 48 Ед/л, в 7—13 лет до 44 Ед/л, в 13—18 лет не более 39 Ед/л. У мужчин уровень аспартатаминотрансферазы в крови в норме не превышает 40 Ед/л, а у женщин не более 32 Ед/л.

Превышение нормы АСТ более чем в 10 раз отмечается на фоне вирусной инфекции, приеме гепатотоксичных препаратов, а так же из-за ишемии печени.

В случае хронического гепатита содержание аспартатаминотрансферазы аст в крови обычно повышается максимум в 4 раза.

Умеренное нарастание активности АСТ отмечается при нарушении проходимости желчных путей, циррозе и раке печени.

После инфаркта миокарда и повреждения мышц содержание АСТ обычно превосходит уровень АЛТ.

В большинстве случаев при болезнях печени количество АЛТ в крови превосходит уровень АСТ, поэтому коэффициент Ритиса низкий. Исключения составляют травмы и заболевания мышц, алкогольный гепатит и цирроз.

Причины пониженных и повышенных значений

Низкое содержание АСТ в крови выявляется при:

• тяжелом некротическом воспалении печени;
    • после повторного гемодиализа;
    • при гиповитаминозе В6.

Выраженное повышение содержания АСТ отмечается при:

• инфаркте сердечной мышцы;
    • недостаточности кровообращения;
    • кислородном голодании;
    • шоковом состоянии;
    • содержание этого фермента повышено при остром вирусном и токсическом гепатите, некрозе гепатоцитов.

Аспартатаминотрансфераза повышена в крови при:

• механической желтухе,
    • циррозе печени,
    • метастазах печени,
    • остром воспалении поджелудочной железы,
    • ишемическом и геморрагическом инсультах,
    • болезнях скелетных мышц,
    • так же после травм и хирургических операций.

В детском возрасте уровень фермента может повыситься при воспалительных заболеваниях. В некоторых случаях содержание АСТ превышает норму при беременности, хотя может и понижаться.

Временное повышение уровня АСТ возможно на фоне лечения гепатотоксичными препаратами, которые приводят к холестазу.

Повыситься активность фермента может после внутримышечных инъекций, приема биологически активных добавок.

Анализ на АСТ в медцентре «Клиника в Уручье»

Определить активность ферментов АСТ и АЛТ можно в «Клинике в Уручье». Вы можете обратиться к терапевту или гастроэнтерологу, которые в ходе консультации назначат необходимое дополнительное обследование. Это развернутый биохимический и общий анализы крови, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и др. Комплексное обследование в короткое время позволит поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение. Опытные медсестры ловко и умело возьмут для анализа кровь из вены. Мы заботимся о вашем комфорте и здоровье!