Гомоцистеин

• Анализ крови на гомоцистеин (ГЦ) позволяет оценить содержание этой аминокислоты в плазме крови и по нему судить об обмене метионина и входящей в его состав серы. Гомоцистеин не встречается в пище и образуется в организме из другой аминокислоты — метионина, который в большом количестве находится в мясе, яйцах, молочных продуктах. В плазме крови гомоцистеин связан с белками. Различают свободный и связанный гомоцистеин. Значительная часть этого вещества обратно трансформируется в метионин. Он в свою очередь может необратимо превращаться в цистеин и глютатион.

В обмене ГЦ участвуют витамины группы В. С годами содержание этой аминокислоты в крови увеличивается. До 50 лет в плазме мужчин содержится больше этого вещества, чем у женщин.

Если обмен ГЦ нарушен в связи с генетическими или функциональными изменениями ферментов, дефицитом витаминов, то он скапливается в клетках в повышенном количестве и поступает в межклеточную жидкость, а из нее в плазму крови.

Гомоцистеин

В повышенной концентрации гомоцистеин токсичен для клеток. Он повреждает стенки кровеносных сосудов, разрыхляя их поверхность. На измененные участки кровеносных стенок оседают кальций и холестерин. Так образуются в организме атеросклеротические бляшки. К тому же повышенная концентрация ГЦ усиливает тромбообразование. При повышении содержания этого вещества в крови на 5 мкмоль/л повышает риск развития атеросклероза сосудов у женщин на 80%, а у мужчин на 60%.

У пациентов с превышающим норму уровнем этой аминокислоты более часто развиваются старческое слабоумие и болезнь Альцгеймера.

Если высокий уровень ГЦ сочетается с сахарным диабетом, то значительно чаще происходят осложнения со стороны сосудов (ретинопатия, нефропатия, болезни периферических сосудов). У детей нарушение обмена гомоцистеина проявляется выраженной худощавостью, длинными тонкими пальцами на руках и ногах, быстрым ростом конечностей и тела. Так же при высоком содержании гомоцистеина у них рано развивается атеросклероз, характерны тромбозы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

Подготовка к анализу

• Кровь из вены для анализа берут утром, натощак.
    • За 24 часа до обследования рекомендуется отказаться от жирной пищи.
    • Последний прием пищи допустим за 8—12 часов до забора биоматериала.
    • В редких случаях допускается забор крови на анализ через 4—6 часов после легкого перекуса.
    • В эти часы можно пить в небольшом количестве чистую воду.
    • За 30 минут до сдачи крови нельзя курить.

Анализ крови

Выявление уровня аминокислоты в крови необходимо детям при подозрении на наследственную предрасположенность к нарушению обмена этого вещества.

Анализ на гомоцистеин показан новорожденным при скрининг-обследовании. Если проба с положительным результатом, то назначают исследования крови и мочи на ГЦ для окончательной постановки диагноза.

Оценивают уровень ГЦ в плазме крови при высоком риске инсульта и инфаркта сердечной мышцы.

Так же анализ необходим пациентам с наследственной предрасположенностью к заболеваниям венечных артерий сердца.

Определение содержания ГЦ в плазме крови необходимо при дефиците витамина В12 и фолиевой кислоты на фоне плохого питания, у пожилых пациентов, зависимых от алкоголя и наркотиков; если высокая вероятность развития гомоцитеинурии; при выявлении болезней сердечно-сосудистой системы, если инсульт или инфаркт миокарда произошли неожиданно, без предрасположенности к ним.

Так же показаниями для этого обследования являются сахарный диабет и болезнь Альцгеймера.

При физиологическом течении беременности содержание аминокислоты понижается примерно в 2 раза. Это объясняется повышением объема крови в кровотоке и гормональными переменами. Если уровень гомоцистеина повышен, то существует большой риск патологий беременности и тромбоза вен. Поэтому оценка содержания аминокислоты в плазме крови показана беременным с артериальной гипертензией, отеками, протеинурией.

Интерпретация результатов анализа на гомоцистеин

У детей первого года жизни уровень ГЦ в плазме крови составляет 2,87—9,99 мкмоль/л; в 1—7 лет 2,76—7,62 мкмоль/л; в 7—12 лет 3,43—8,45 мкмоль/л. В 12—15 лет у лиц женского пола гомоцистеин в норме содержится в количестве 4,07—10,36 мкмоль/л; у лиц мужского пола 4,71—10,4 мкмоль/л; в 15—19 лет у лиц женского пола 4,92—11,88 мкмоль/л, у лиц мужского пола 5,5—13,39 мкмоль/л. После 19 лет норма гомоцистеина для женщин 4,44—13,56 мкмоль/л, для мужчин 5,46—16,2 мкмоль/л.

Причины пониженных и повышенных значений

Превышение уровня аминокислоты в плазме крови отмечается при следующих патологиях:

• Сахарный диабет;
    • Психические нарушения;
    • Когнитивные нарушения в старческом возрасте;
    • Патологии беременности (преэклампсия, повторное невынашивание беременности, отслойка плаценты, дефекты развития плода);
    • Прием некоторых лекарств;
    • Гиповитаминоз группы В.

Понижен уровень гомоцистеина при следующих заболеваниях и состояниях:

• Беременность;
    • Синдром Дауна;
    • Повышенная функция щитовидной железы;
    • На ранней стадии сахарного диабета;
    • При приеме некоторых лекарственных препаратов.

Анализ на гомоцистеин в медцентре «Клиника в Уручье»

Анализ на гомоцистеин по оптимальной цене можно сделать в нашем медицинском центре. Опытные специалисты бережно и умело возьмут у вас материал для исследования.

Определение уровня гомоцистеина в организме в Минске назначают врачи общей практики, терапевты, неврологи, эндокринологи, акушеры-гинекологи.

Для определения риска заболеваний сердца и кровеносных сосудов дополнитсельно назначают липидограмму, определение С-реактивного белка, глюкозы, гликилированного гемоглобина, С-пептида, инсулина и др.

Запишитесь на прием к терапевту или другому специалисту и пройдите анализ, чтобы своевременно распознать патологию и начать лечение. Мы заботимся о вашем комфорте и здоровье!