Панкреатическая амилаза

• Амилаза панкреатическая анализ крови — это определение в крови пищеварительного, расщепляющего углеводы фермента. В основном он присутствует в секрете слюнных желез и поджелудочной железы (ПЖ). Амилаза, синтезирующаяся в ПЖ, называется панкреатической. Она входит в состав панкреатического сока. Через проток ПЖ он выводится в двенадцатиперстную кишку, где происходит пищеварение. У здоровых людей в крови содержится амилаза в небольшом количестве. Амилаза слюны составляет 60%, а панкреатическая 40% от общего количества.

При воспалении ПЖ, закупорке ее протока камнем, новообразованием, панкреатическая амилаза (ПА) всасывается в кровь в большом количестве и выделяется через почки с мочой. Уровень слюнной амилазы не изменяется.

Амилаза способствует гидролизу углеводов крахмала, гликогена и части сахаридов. В двенадцатиперстной кишке она превращает крахмал, гликоген в мальтозу. Выводится фермент в основном через почки с мочой.

Подготовка к анализу

Панкреатическая амилаза

Подготовка к исследованию позволит получить достоверные данные.

• Кровь из вены для исследования панкреатической амилазы сдают утром, натощак.
    • За сутки до анализа не следует переедать.
    • За 8—11 часов до забора крови не следует есть.
    • Можно пить воду.

Показания к анализу

• Повышенное количество панкреатической амилазы при неизменном содержании амилазы слюней говорит о заболевании ПЖ.
    • В случае острого воспаления органа уровень ПА составляет до 90% от общей амилазы.
    • Анализ необходим для выявления воспаления ПЖ после хирургической операции, если содержание общей амилазы повышено.
    • Он позволяет уточнить диагноз (острое или хроническое воспаление ПЖ).
    • Его назначают для выявления болезней ПЖ, слюнных желез, яичников.
    • Он позволяет выявить муковисцидоз.
    • При острых болях в животе.

Интерпретация результатов

У детей до 1 года в норме содержится до 8 ЕЛ/л крови ПА. В 1—10 лет этот показатель повышается до 31 Ед/л крови. В 10—18 лет уровень панкреатической амилазы в норме не более 39 Ед/л крови, а у лиц старше 18 лет до 53 Ед/л крови.

При интерпретации данных учитывают общий уровень фермента в крови и моче. Если этот показатель повышен, а ПА понижен, значит болезнь ПЖ скорее всего исключается. Необходимо проверить состояние и функцию бронхиального дерева, яичников, кишечника и др.

С чем связаны пониженные и повышенные значения

поджелудочаня железа

Повышенная активность ПА в крови отмечается в следующих случаях:

• При острых воспалительных болезнях ПЖ. В некоторых случаях, например, при обширном воспалении ПЖ гибнет значительная часть клеток этого органа, поэтому ПА не вырабатывается и ее содержание может сохраняться на прежнем уровне.
    • При хроническом воспалении ПЖ. Поначалу уровень ПА повышается в умеренной степени, затем снижается и доходит до нормы в связи с нарастанием поражения тканей органа.
    • Сахарный диабет в стадии декомпенсации. Высокий уровень глюкозы в крови приводит к диабетическому кетоацидозу и вовлечению в патологию внешнесекреторной части поджелудочной железы.
    • Травмы поджелудочной железы.
    • Новообразования поджелудочной железы.
    • Нарушение проходимости панкреатического протока (камни, рубцовые изменения).
    • Острый аппендицит, перитонит.
    • Прободение язвы желудка.
    • Острое воспаление желчного пузыря.
    • Непроходимость кишечника.
    • Разрыв аневризмы аорты.
    • Макроамилаземия.

Панкреатическая амиалаза понижена в следующих случаях:

• Понижение функциональной активности ПЖ.
    • Муковисцидоз ПЖ.
    • Удаление ПЖ.

Что влияет на результат анализа:

Прием некоторых лекарственных препаратов повышает содержание амилазы в кровотоке. Хроническая почечная недостаточность приводит к повышению активности ПА.

Увеличение уровня холестерина в крови может привести к снижению концентрации ПА.

Анализ панкреатической амилазы в «Клинике в Уручье»

оснащение процедурного кабинета

Анализ на амилазу панкреатическую можно сделать в медицинском центре «Клиника в Уручье». Мы готовим анализы в кратчайшие сроки. При необходимости можно пройти сопутствующее обследование общий анализ крови и мочи, развернутый биохимический анализ крови, УЗИ органов брюшной полости, консультации гастроэнтеролога, хирурга и др. Мы заботимся о вашем комфорте и здоровье!