Все младенцы «агукают», увидев лицо родного человека, а ваш молчит? В песочнице двухлетки вовсю общаются «на птичьем языке», а ваш не произносит ни звука? Четырехлетки в детском саду старательно рассказывают стишки, но вашему ребенку не доверяют их читать — в его исполнении не разобрать ни одной строчки? Обратитесь к врачу-неврологу, не используйте отговорки — «перерастет», «он необщительный». Детям с диагнозом ЗРР можно помочь!
О заболевании
Задержка речевого развития или ЗРР — это трудности ребенка в овладевании речью соответственно возрастным нормам. По данным статистики, сложности с формированием правильной речи возникают у 30% малышей до 3 лет. Среди дошкольников этим страдают 25% детей, среди школьников — примерно 15%. У мальчиков задержка речи диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
С диагнозом ЗРР у детей возникают трудности общения и с ровесниками, и со взрослыми — от этого страдает его социализация. Если задержку речи не скорректировать своевременно, неизбежны трудности со школьным образованием — ребенку придется перейти в коррекционный класс.
Причины развития
Задержка речевого развития у детей возникает из-за причин, разделяемых на 2 группы: органических (медицинских) и социальных.
К органическим факторам относятся разнообразные нарушения развития плода в утробе и заболевания в раннем детстве, затрагивающие ЦНС и определенные участки мозга.
Задержка развития речи возникает и из-за социальных причин(педагогическая запущенность, недостатка общения в семье).
Классификация
Задержка речи у ребенка классифицируется по-разному.
органическое поражение головного мозга. Два вида алалии
— моторная (не разговаривает, но чужую речь понимает)
— сенсомоторная (не разговаривает и не понимает),
-афазия (корковые зоны повреждены, речь утрачена),
-дизартрия (поражение ЦНС и мышц-участников речевого акта);
функциональные — проявления невротического заикания, мутизма, изменений темпа речи;
вызванные врожденными дефектами и патологиями развития артикуляционного аппарата — к ним относят «заячью губу», расщелину верхнего неба, неправильный прикус и др.
Логопеды-дефектологи определяют уровни речевого развития, различают три уровня общего речевого недоразвития (ОНР):
1-й — «безречевой», дети не разговаривают или коммуницируют с помощью отдельных простых слов;
2-й — использование только простых, примитивно построенных фраз;
3-й — дети в состоянии строить фразы и коммуницировать, но речь полна ошибочных конструкций (путаются с окончаниями, падежами, родами, числительными, неверно употребляют части речи — местоимения, предлоги).
Симптомы
Врачи давно определились со сроками формирования речи у детей. Педиатр обязательно обратит внимание на речевое развитие ребенка и выявит отставание, если оно имеется. В этой ситуации он направит ребенка на консультацию к логопеду и неврологу.
Диагностика
Для выявления ЗРР и ее причин ребенка комплексно исследуют:
педиатр, анализирующий развитие по возрасту, выявляющий отклонения и соматические нарушения;
офтальмолог- оценивает состояние зрительного анализатора;
детского психолога (по ситуации) — проводит анкетирование ребенка и родителей;
при необходимости ребенок может быть направлен к психиатру;
В результате комплексного обследования выставляется диагноз и назначается лечение..
Лечение
Чтобы терапия ЗРР оказалась успешной, патологию корректируют тоже комплексно. Это и лекарственная терапия, и занятия с логопедом и психологом, и физиотерапевтическое лечение, и планомерное взаимодействие с ребенком в первую очередь родителей.
Профилактика
Основа профилактики ЗРР — пристальное внимание родителей к состоянию и развитию ребенка.
Почему нужно выбрать медцентр «Клиника в Уручье»
Задержка речи: лечение в частном медцентре. Родители детей, страдающих нарушениями речевого развития, охотно обращаются в медицинский центр «Клиника в Уручье» по многим причинам:
Здесь целый комплекс современного диагностического оборудования
В клинике работают высококвалифицированные профильные специалисты.
Медцентр работает по удобному ежедневному графику.
У вас есть возможность пройти несколько обследований за 1 день, что актуально для родителей с маленькими детьми.
Записывайтесь на прием к педиатру и неврологу «Клиники в Уручье»!
Вопрос-ответ
1. Моему ребенку 1,5 года, и он не расстается с пустышкой все время, когда не спит. Очень редко и неохотно обходится без нее. Наш педиатр говорит, что нужно отучать, пустышка может негативно повлиять на развитие речи. Врач права?
Современные педиатры и стоматологи рекомендуют начинать отучение от пустышки в период до или во время прорезывания первых зубов (в среднем это 6-8 месяцев). Постоянное нахождение во рту постороннего предмета негативно влияет формирование прикуса и состояние зубов. Это может отрицательно сказаться на развитии речевого аппарата ребенка.
2. Нашей дочери 3 года 5 мес. Настораживает ее страсть по много раз повторять слова, фразы любимых героев из мультиков. Даже надоедает. Это нормально?
Если при этом ребенок владеет, пусть и не очень хорошо, собственной речью — ничего страшного. Девочке нравятся герои, она идентифицирует себя с ними, подражает им, это форма игры.
3. Сына испугала соседская злая собака (живем в частном доме). Теперь он не то что заикается, а как бы немножко тормозит на первой букве почти каждого слова. Не очень заметно, но слышно. Это пройдет или состояние его речи может ухудшиться?
Ввиду стресса, который испытал ребенок, у него развилась невротическая реакция по типу запинок в речи. Если с течением времени ситуация не улучшается или наоборот ухудшается, нужно обратиться на консультацию к неврологу, чтобы своевременно скорректировать данное состояние и предупредить негативные последствия.
Специалисты
Наумович Дарья Дмитриевна
Врач-невролог (детский)
Врач первой квалификационной категории
Стаж работы 9 лет
Если вы что-то не нашли или хотите уточнить конечную стоимость услуги, смело звоните
нам.