Фолликулостимулирующий гормон

• Анализ ФСГ на количественное содержание фолликулосдерживающего гормона определяет качество работы репродуктивной системы пациента. На исследование забирают сыворотку крови, в которой определяют уровень гликопротеинового гормона, вырабатываемого гипофизом.

ФСГ

О гормоне

Вещество, которое вырабатывается гипофизом, а также накапливается в нём, называют фолликулостимулирующий гормон. Уровень его содержания в организме позволяет определить степень и скорость становления семенных канальцев у пациентов мужского пола детского возраста. У женщин он определяет развитие регулярного менструального цикла, а в совокупности с другими анализами покажет уровень вызревания фолликулов. У мужчин гормон отвечает за стимуляцию развития сперматогенеза.

ФСГ гормон вырабатывается в кровь резкими выбросами, которые происходят примерно раз в 1–4 часа. В момент выброса уровень гормона в сыворотке крови примерно в два раза выше среднего уровня. Постепенно показатели снижаются, достигая средних показателей. На выброс гормона требуется около четверти часа.

У мужчин могут присутствовать сезонные колебания значений гормона. В частности, летом его количество превышает зимние показатели в два раза.

Исследование помогает выявить патологии системы репродукции пациента, оценить общий гормональный статус организма, а также провести выявление причин бесплодия. Кроме того, доктор сможет подобрать эффективное лечение или проверить результативность уже применяемой терапии.

Подготовка к сдаче

Гормон

Чтобы значения в протоколе анализа были верными и помогли быстро поставить диагноз, требуется соблюдать определённые правила подготовки:

• не употреблять пищу за 8–12 часов перед сдачей биоматериала на анализ;
    • за трое суток до посещения лаборатории исключить физические переутомления и занятия спортом;
    • за час до визита в клинику отказаться от курения.

Обязательно перед посещением кабинета посидеть некоторое время в холле и успокоиться. Кровь сдают не менее трёх раз с интервалом в полчаса. Это необходимо из-за волнообразного поступления гормона в кровь.

У женщин кровь на ФСГ сдаётся на 2–5 сутки менструального цикла, если наблюдающий врач в рекомендациях не указал другие сроки.

Употребление чая, кофе, сладких соков и других напитков в период подготовки к сдаче биоматериала не допускается. Можно пить чистую питьевую воду без газа.

Показания

Общими показаниями для проведения контроля за уровнем фолликулостимулирующего гормона в Минске называют:

1.  Снижением либидо у пациентов обоих полов, а также потенции у мужчин.

2.  Отсутствие овуляции у женщин.

3.  Патологическое невынашивание беременности.

4.  Бесплодие.

5.  Преждевременное половое развитие и задержка в развитии такого плана.

6.  Синдром поликистоза яичников.

А также анализ проводят для контроля за эффективностью гормональной терапии, при эндометриозе, воспалительных процессах внутренних органов, носящих хронический характер и при маточных кровотечениях у женщин невыясненной этиологии.

Интерпретация результатов

Цена на анализ уровня ФСГ в организме не высока, доступна для каждого клиента. Большинство крупных лабораторий проводят исследование в короткие сроки. Полученный на руки протокол исследования передаётся лечащему доктору. Не допускается самолечения и самостоятельной диагностики заболеваний пациентом.

Средние значения по результатам лабораторных исследований у пациентов женского пола:

ВозрастКоличественные значения (мЕд/мл)Комментарии
    с рождения до 1 года1,84–20,26
    от 1 до 5 лет0,6–6,12
    от 6 до 10 лет0–4,62
    от 11 до 14 летсредние показатели 0,19–7,97, зависят от фазы репродуктивного периодафолликулярная – 1,37–9,90
      лютеиновая – 1,09–9,20
    от 15 до 20 летсредние значения 0,57–8,77, зависят от фазы репродуктивного периодафолликулярная – 1,37–9,90
    старше 21 года фолликулярная фаза – 1,37–9,90
    Период постменопаузы19,30–100,60

После анализа крови на ФСГ у мужчин количественные значения гормона варьируются в следующих пределах:

ВозрастПоказатели в протоколе (мЕд/мл)
    с рождения до 1 годаменее 3,5
    от 1 до 5 летменьше 1,45
    от 6 до 10 летдо 3,04
    от 11 до 14 лет0,36–6,29
    от 15 до 20 лет0,49–9,98
    старше 21 года0,9–11,95

Показатели в протоколе исследования оцениваются только врачами и в совокупности с другими анализами могут стать достаточным основанием для постановки правильного диагноза.

Причины пониженных и повышенных значений

Повышенные и пониженные показатели

Снижение количественных значений гормона часто связано с гипофизарным нанизмом, аменореей, гипогонадизме, при синдромах  Симмондса, Шихана, атипичной форме поликистоза яичников.

Кроме того, косвенными причинами снижения значений могут стать голодание пациента или лишний вес, а также долгий контакт со свинцом или приём некоторых видов лекарственных препаратов, к примеру анаболитических стероидов. В некоторых случаях причиной снижения может быть хирургическая операция.

Повышение показателей обычно связано с:

• первичным гипогонадизмом у пациентов мужского пола;
    • синдромом истощения яичников у пациентов женского пола;
    • аденоме гипофиза в базофильной форме;
    • кистами яичников эндометриоидной формы;
    • тестикулярной феминизацией;
    • дисфункциональными маточными кровотечениями.

Также причиной может стать потребление никотина, семинома, заболевания мочевыделительной системы, приём некоторых препаратов и длительное воздействие рентгеновских лучей.

Почему сдавать анализ нужно в медцентре «Клиника в Уручье»

Сдать анализ ФСГ можно в медицинском центре «Клиника в Уручье». Это современная, многопрофильная клиника, где доступен широкий спектр лабораторных анализов и инструментальных исследований.

Высококвалифицированные врачи проведут процедуру забора биоматериалов для определения уровня ФСГ. В Минске это одна из передовых клиник, где протокол исследования выдают пациенту в самые короткие сроки. После прохождения анализов консультанты помогут записаться к профильным специалистам, чтобы получить качественное лечение.