Опущение стенок влагалища (пролапс)

Дата публикации: 19 июля 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Пролапс или опущение стенок влагалища характеризируется сдвигом внутренних гениталий в просвет влагалища. Нередко это состояние дополняется анатомическими аномалиями соседних органов. При появлении пролапса женщина чувствует постоянный дискомфорт и прочие неприятные симптомы. Нарушается ее либидо, ухудшается качество жизни. Самая частая проблема, которая возникает при пролапсе органов таза, это цистоцеле или ректоцеле. Важно, чтобы лечение опущения стенок влагалища было своевременным, чтобы не допустить осложнений.

Причины

Развитие генитального пролапса возникает тогда, когда происходит опускание мочевого пузыря, матки либо анального прохода, появляется сильное давление на стенки вагины. В категории риска присутствуют женщины, которые столкнулись с такими проблемами:

• травма тканей в процессе родовой деятельности;
  • сильные разрывы тканей промежности;
  • стремительные роды, опасность повышается, если ребенок крупный;
  • множественные вынашивания детей и родовая деятельность.
опущение

Пролапс влагалища и соседних органов мочеполовой системы появляется при трансформациях в связочном аппарате, при ослабевании стенок наружных гениталий. Отверстие вагины вначале увеличивается в размере, после чего начинает провисать. Самой частой причиной опущения врачи называют слабость мышечного аппарата в тазовом дне, а также травмы и повреждения в процессе родов. Помимо вынашивания и рождения ребенка, по мнению гинекологов существуют и прочие провоцирующие факторы развития этой патологии:

• системная недостаточность соединительных тканей;
  • гормональные нарушения, дефицит определенных гормонов;
  • генетическая предрасположенность;
  • болезни хронического характера, при которых систематически повышается внутрибрюшное давление – бронхиальная астма, нарушения дефекации;
  • застой кровяной и лимфатической жидкости;
  • повышенный индекс массы тела;
  • патологии эндокринной системы;
  • гиподинамия, при которой в гениталиях развивается лимфостаз.

Патогенез

Пролапс органов малого таза является патологическим состоянием, при котором возникают нарушения в связках и мышцах матки и влагалища. Результатом становится смещение и выпадение гениталий. Они смещаются к вагинальному отверстию либо выпадают. По мнению гинекологов, это один из видов грыжи таза.

Если возникает смещение передней стенки, формируется цистоцеле. Если опускается задняя стенка, этот процесс называют ректоцеле. Развитие заболевания в большинстве случаев начинается у женщин в репродуктивном возрасте. По мере прогрессирования патологических процессов, возникают нарушения функций органов, в результате возникают определенные симптомы, ухудшается качество жизни.

Одним из провоцирующих факторов развития пролапса является систематическое повышение внутрибрюшного давления, независимо от причины. Когда повышается внутрибрюшное давление, существует опасность развития пролапса мочевого пузыря и наружных гениталий. Плохой тонус соединительнотканных элементов – это особенность организма некоторых женщин, которая становится одним из провоцирующих факторов пролапса. При такой особенности могут развиваться и другие патологии – пролапс митрального клапана, пролапсы других клапанов сердца.

матка

Если есть один или несколько провоцирующих факторов, развивается недостаточность функции связок и мышечных волокон в тазовом дне. Постепенно происходит развитие сдвига матки, шейки матки, стенки вагины ослабевают и начинают опускаться. Эти патологические процессы затрагивают и соседние. Могут формироваться грыжевые мешки: в мочевом пузыре цистоцеле, в прямой кишке ректоцеле. При такой патологии могут отсутствовать какие-либо клинические признаки пролапса первых стадиях. На запущенных этапах опущения возникают такие симптомы пролапса:

• во влагалище чувствуется наполненность;
  • есть ощущение комка возле входа во влагалище;
  • чувствуется тяжесть либо давление в тазовом дне;
  • в поясничном отделе появляется боль ноющего характера, которая проходит в горизонтальном положении;
  • возникают частые позывы к мочеиспусканию, нередко они бывают ложными;
  • появляется проблема с полноценным опорожнением мочевого пузыря либо кишечного тракта;
  • диагностируются частые циститы, уретриты;
  • во время менструации появляется сильная кровоточивость;
  • при рефлекторных движениях может быть непроизвольное вытекание мочи;
  • при половом контакте чувствуется дискомфорт или появляются болезненные ощущения.

Степени

Всего гинекологи выделяют 4 степени пролапса:

1. На первом этапе происходит опущение шейки матки до половины всей протяженности влагалища.
  2. На второй стадии происходит опущение шейки матки либо стенок влагалища до самого входа в него.
  3. На третьей стадии опущение наблюдается за пределами входа.
  4. На четвертой стадии наблюдается опущение всей матки либо стенок влагалища за пределы входа в гименальное кольцо.

женские органы

При пролапсе на ранних стадиях зачастую клинические признаки патологии отсутствуют, она обнаруживается во время планового прохождения осмотра у гинеколога. Выполняется осмотр на гинекологическом кресле с использованием зеркала. Степень пролапса исследуется в горизонтальном положении, пробой Вальсальва. Для этого используют линейку, маточный зонд. Также врач назначает такие виды диагностики:

На основе полученных результатов обследований врач подбирает тактику лечения.

Лечение

Лечение такой патологии на начальных этапах может быть консервативным. Гинеколог может назначить такую схему терапии:

• ношение влагалищных пессариев – кубиков, колец, которые помогут укрепить связочный аппарат;
  • выполнение упражнений Кегеля, благодаря которым укрепляются мышцы тазового дна;
  • специально разработанный рацион, который поможет преодолеть хронические запоры, в некоторых случаях может понадобиться курс приема слабительных препаратов;
  • избавление от лишнего веса;
  • курс массажа нижнего отдела поясницы;
  • использование суппозиториев и мазей, в составе которых содержатся эстрогены.

При отсутствии эффективности лечения консервативными методами применяется операция для лечения пролапса. Также на запущенной стадии болезни вылечить опущение можно только с помощью радикальных методов.

лечение

Перед тем, как выбрать хирургический метод лечения, нужно пройти полное обследование. Чем раньше пациентка посетит врача, тем быстрее и проще пройдет операция. Есть такие разновидности хирургического лечения пролапса:

1. Облитерирующая операция. Позволяет сузить либо закрыть определенный участок или все влагалище. Так обеспечивается дополнительная поддержка тем органам, которые давят на стенки влагалища и утратили нормальное анатомическое положение.
  2. Реконструкция. Позволяет восстановить тазовое дно и вернуть органы в их первоначальное положение.

Реконструктивная операция предполагает различные техники:

1. Фиксирование крестцово-остистых связок, подтягивание маточно-крестцового отдела. Улучшает поддержку матки. Подтягивание осуществляется с помощью собственного эпителия и мышечного слоя либо с помощью сетки.
  2. Кольпорафию передней или задней стенки. Благодаря ей, ткани становятся плотными и прочными, лучше удерживают. Переднюю кольпорафию выполняют, чтобы избавиться от опускания мочевого пузыря. Задняя предназначена для подтяжки прямой кишки, которая давит на заднюю стенку влагалища. Для этой процедуры используют собственные ткани либо специальную синтетическую гинекологическую сетку.
  3. Салькрокольпопексию и сакрогистропексию. Для этих методик применяют специальную хирургическую сетку, которая будет поддерживать выпавшие органы.
  4. Вагинальную сетку. Избавляет от пролапса, возвращает органы малого таза в исходное положение.

В процессе оперативного лечения хирург восстанавливает конструкцию тазового дна, закрывает все дефекты, формирует влагалищное , сохраняет подвижность органов.

Пролапс успешно лечится с помощью лапароскопии. Это современный метод, при котором используется прочная тонкая сетка. Она фиксирует в необходимом положении наружные и внутренние половые органы и удерживает их. При применении такого изделия риск развития рецидива минимальный. Поскольку такой материал является полностью биосовместимым с организмом, он не отторгается, не вызывает развития аллергических реакций, в тканях не формируются грубые рубцы, отсутствуют воспалительные и инфекционные процессы. Лапароскопическое лечение является малоинвазивным и малотравматичным, разрезы в области влагалища не нужны. Период реабилитации кратковременный, результаты хорошие.

Если диагностируется полное выпадение матки, в некоторых случаях ее удаляют, параллельно выполняя пластику влагалища. После такой операции женщина теряет возможность стать матерью, гормональный фон нарушается. Но это безболезненная процедура, рубцы отсутствуют, период реабилитации короткий. Такой метод подходит для женщин, которые больше не планируют детей.

Выпадение матки не всегда лечится только ее удалением. Есть различные хирургические методики, которые позволяют сохранить орган и его функцию. Для операции применяются современные синтетические имплантаты, которые позволяют выполнить коррекцию патологий внутренних органов репродуктивной системы.

Оперативное вмешательство противопоказано в таких случаях:

• при декубитальной язве;
  • если имеются злокачественные новообразования в половых или мочевыделительных органах;
  • при подтвержденных венерических болезнях;
  • при острых воспалительных процессах в гениталиях;
  • если имеются заболевания системы кроветворения с нарушением свертываемости крови.

Оперативное лечение выполняется с использованием анестезии. Может использоваться общий наркоз, эпидуральная или эндотрахеальная анестезия. Продолжительность лечения составляет в среднем около 2 часов. В зависимости от вида операции, госпитализация продолжается до трех дней. Реабилитация также зависит от сложности вмешательства, от возраста женщины и сопутствующих патологий. Длительность периода восстановления в среднем длится до 2 недель. В это время нужно ограничить физические нагрузки и ношение тяжелых предметов, исключить интимную близость, не посещать бассейн и сауну.

осложнения

В некоторых случаях могут возникать определенные осложнения после хирургического лечения пролапса. Причиной таких последствий являются неправильно выполненные врачебные манипуляции. Самой распространенной проблемой считается эрозия стенок влагалища.

Такое возникает при неправильной установке имплантата. Такое осложнение сопровождается кровоточивостью, ноющей болью и прочими неприятными симптомами. Не стоит тянуть с обращением к врачу.

Прогноз и профилактика

Чтобы снизить риск пролапса половых органов, рекомендуется:

• минимизировать ношение тяжелых предметов;
  • после родов выполнять все врачебные назначения;
  • выполнять гимнастику, которая поможет укрепить мышцы;
  • правильно питаться, чтобы избавиться от запоров;
  • в период климакса проходить курс заместительной гормональной терапии.

Краткое резюме

С таким явлением, как пролапс, сталкиваются некоторые женщины после тяжелых родов, травм или интенсивных физических нагрузок. Своевременное обращение к врачу, регулярное прохождение профилактических осмотров у гинеколога позволит обнаружить патологию на ранней стадии развития.

Последние статьи