В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист для уточнения даты и времени приема.
Мы рады, что Вы с нами!
Гормон пролактин

Дата публикации: 25 марта 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Что значит пролактин? Пролактин (Prolactin) — это один из гормонов, вырабатываемых гипофизом. Данная железа отвечает за метаболические процессы в организме человека, а также процессы развития и роста. Активная выработка пролактина стимулирует рост и развитие молочной железы для обеспечения лактации в период кормления ребенка. Помимо этого, пролактин необходим для контроля выработки прогестерона и приостановки секреции фолликулостимулирующего гормона, отвечающего за менструальный цикл. Именно поэтому пролактин у женщин в большом количестве бывает только в период лактации, у небеременных женщин и мужчин он вырабатывается в небольших количествах, не способных нанести вред организму.

Зачем нужен гормон пролактин

гормон пролактин

Железа гипофиз отвечает за нормальную выработку пролактина в организме человека. При этом секреция данного гормона напрямую связана с процессом деторождения: он нужен для начала процесса лактации новоявленной мамы. Кроме того, пролактин влияет и на рост молочных желез, порой существенно увеличивая их размеры. Выработка гормона продолжается до тех пор, пока ребенок сосет грудь матери. Как только период лактации прекращается, гипофиз прекращает выработку пролактина и его уровень в крови постепенно приходит в нормальное состояние. Так, у женщины, которая не вынашивает или не кормит ребенка, уровень пролактина в крови колеблется от 15 до 20 нанограммам в одном миллилитре крови. Беременность, а в частности, в период протекания третьего триместра, существенно изменяет данный показатель. В этот период уровень гормона повышается до 300 нанограммов на миллилитр, и сохраняется продолжительное время после рождения ребенка.

Причины и факторы влияния на изменения показателей уровня гормона в крови

Пролактин, норма которого колеблется от 15 до 20 нанограммам на один миллилитр крови, может изменяться по причине множества факторов. В частности, на концентрацию данного гормона влияет следующее:

• период вынашивания женщиной плода, роды, последующее грудное вскармливание;
  • нервно-психическая анорексия;
  • прием препаратов, влияющих на работу гипофиза. Так, это могут быть некоторые гормоны (эстроген), психотропные или наркотические вещества (опиаты, амфетамин, антидепрессанты);
  • препараты, снижающие кровяное давление;
  • заболевания, влияющие на нормальную работу гипоталамуса или вызывающие патологии в его работе;
  • заболевания мочеполовой системы, почек;
  • злокачественные или доброкачественные новообразования гипофиза.

Не стоит забывать о том, что стресс также может внести свои коррективы в показатели пролактина. В том числе и страх перед сдачей анализа приводит к несущественному увеличению гормона в крови. Именно поэтому врач должен внимательно следить за психоэмоциональным состоянием пациента.

Нормативные значения

Как и любой другой гормон, изменяется пролактин и по возрасту. Младенец, который находится на грудном вскармливании, имеет повышенные показатели данного гормона, так как существенная его часть передается через молоко матери. Как только грудное вскармливание прекращается, его показатели приходят в норму. Следующая таблица наглядно показывает изменение пролактина исходя из возраста и пола человека:

Пол, возраст

Женщина (не беременная)

102 — 497

86 — 324

Стоит учесть и время сдачи крови пациентом. В течение суток пролактин может быть повышен или понижен: показатели постоянно меняются. Наибольшая его концентрация достигается в утреннее время, сразу после пробуждения. Это наиболее оптимальное время для сдачи венозной крови. Если сделать это невозможно, необходимо хотя бы отдохнуть в спокойной обстановке в течение получаса.

Повышенные и пониженные значения

Повышение пролактина, если причиной для этого не являются беременность и роды, может иметь сильное негативное влияние на организм человека. Так, высокий пролактин, даже у нерожавшей женщины приводит к появлению выделений из сосков. Некоторые пациенты жалуются на многолетние выделения из груди, которые могут возникать как при сжатии груди, так и самопроизвольно.

Повышенный пролактин имеет и другие последствия. Пациенты, в крови у которых выявляют увеличение гормона, жалуются на сильный аппетит, резкий набор веса, увеличение жировой массы. Кроме того, пролактин может влиять и на другие гормоны в организме, например, на половые гормоны, вырабатываемые щитовидной железой.

Симптомы повышенного пролактина

повышенные и пониженные значения

Для того чтобы не допустить возникновения неприятных последствий увеличенного пролактина, необходимо прислушиваться к своему организму. Данная проблема может выражаться в следующих симптомах:

• необоснованная прибавка в весе, особенно если режим приема пищи и ее калорийность не менялась;
  • любые изменения в менструальном цикле;
  • увеличение молочных желез или уплотнения в них;
  • появление выделений из сосков при нажатии на них;
  • ухудшение зрения или памяти;
  • проявление излишней эмоциональности, которая ранее не наблюдалась или несвойственна человеку;
  • снижение сексуального влечения к половому партнеру;
  • рост волос на лице женщины;
  • частые головные боли.

Но не стоит забывать, что диагностика заболеваний по одним лишь симптомам невозможна. Для того чтобы определить действительный уровень пролактина в крови, необходимо сдать анализ крови. Забор крови должен осуществляться утром, при этом важно чтобы пациент при этом был максимально спокоен и расслаблен, так как даже незначительный стресс может повлиять на результаты анализов.

Забор крови проводится три раза для точного определения количества пролактина в разные дни менструального цикла. Однако в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные тесты, выявляющий полный гормональный профиль пациента.

Как понизить пролактин?

Высокий пролактин не является редкостью если пациент в момент сдачи анализа проходит дополнительное лечение. Однако для нормализации уровня гормона в крови необходимо выявить причины, влияющие на пролактин, и использовать следующие тактики:

• если выработка гормона имеет физиологический характер (прием лекарственных препаратов или психоэмоциональные нагрузки), следует исключить эти факторы;
  • при наличии опухолей гипофиза проводится медикаментозное лечение специальными препаратами, которые назначает врач. С помощью этих препаратов можно не только снизить уровень пролактина в крови, но и уменьшить новообразование на железе;
  • проводится гормональная терапия при наличии сбоев в работе надпочечников или гипофиза;
  • если прием препаратов не дал желаемого результата, пациенту проводят хирургическое вмешательство для удаления новообразования на гипофизе;
  • после проведенной операции пациенту может быть назначена лучевая терапия.

Подготовка к процедуре забора крови

Пролактин

Стресс и физические нагрузки могут негативно сказываться на уровне пролактина. Именно поэтому, за 2 дня до забора крови, необходимо избегать любых стрессовых ситуаций, способных повлиять на психоэмоциональное состояние. Кроме того следует исключить половые акты, прием спиртосодержащих веществ и воздержаться от походов в бани и сауны.

Перед забором крови не рекомендуется принимать пищу. Следует выдержать период голодания от 8 до 14 часов. Сдача крови происходит в утреннее время, в течение 2-3 часов после пробуждения.

Как минимум за час до процедуры стоит воздержаться и от курения, и за 20-30 минут полностью исключить факторы, способные привести пациента в состояние стресса.

Женщины, у которых менструальный цикл не изменился, должны обсудить дни сдачи крови на пролактин со своим лечащим врачом. Он сможет оценить состояние пациентки и фазы цикла, и назначить сдачу крови на определенные дни для точного выявления уровня пролактина.

Не стоит забывать, что уровень гормонов в крови и здоровье человека, не только физическое, но и моральное, тесно связаны между собой. Здоровый образ жизни, контроль своего состояния и своевременные медицинские обследования помогут выявить потенциальные заболевания на ранних этапах развития. Благодаря этому можно избежать массу проблем в будущем и сохранить крепкое здоровье!

Последние статьи