Гормон тестостерон

Дата публикации: 6 апреля 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Тестостерон представляет собой стероидный андрогенный гормон, который отвечает за формирование вторичных половых признаков, своевременное и правильное половое созревание человека, а также нормальное либидо. Тестостерон у мужчин является основным гормоном, синтезирующимся клетками семенников из холестерина. У женщин также вырабатывается определённое количество тестостерона. Происходит это в яичниках и корой надпочечников.

О гормоне

Стероидный гормон, который отвечает за половую функцию, сексуальное желание, а также созревание сперматозоидов у мужчин называется тестостерон. Он также участвует в созревание костных и мышечных тканей.

Созревание гормона у мужчин происходит в семенниках. Лишь малая его часть зреет в коре надпочечников. У женщин эти процессы локализуются преимущественно в яичниках и надпочечниках.

Мужчины начинают ощущать прирост гормона в пубертатном периоде и живут с достаточно высоким уровнем гормона примерно до 60-летнего возраста. У женщин всё гораздо сложнее, гормон тестостерон повышается в пубертатном периоде, затем немного снижается, но во время беременности, особенно в третьем триместре повышается практически в три раза. Затем происходит спад в период менопаузы.

Для чего в организме

мужской гормон

Мужской тестостерон отвечает за развитие организма, в том числе становление вторичных половых признаков. Также он отвечает за увеличение объёма скелетных мышц, стимуляции количества и качества спермы, роста волос на теле и лице.

Уровень гормона напрямую зависит от возраста пациента. Специалисты отмечают, что максимальная концентрация наблюдается у пациентов мужского пола в возрасте до 30 лет, а после 50 лет уровень тестостерона постепенно начинает снижаться. Также концентрация зависит и от времени суток. У мужчин максимальный уровень наблюдается в период с четырёх до восьми утра и аналогичный промежуток времени вечером.

У женщин тестостерон отвечает за сексуальную активность и половые функции. Повышение концентрации тестостерона выражается симптомами в виде облысения, излишнего роста волос на лице и теле, развитие бесплодия и угревой сыпи, а также многие другие признаки.

Причины и влияние

Гормон в организме пациента делится на три разновидности:

1.  Свободный, не связанный с белком. Его для в общем объёме составляет всего 1–4%. Это активная, биодоступная форма.

2.  Соединённый с глобулином. Доля в общем содержании гормона около 60–70%.

3.  Слабосвязанный с альбумином. Доля от общего объёма – 25–40%.

В некоторых случаях уровень свободного тестостерона может быть более информативен, чем определение связанных гормонов. Обычно это бывает при приёме некоторых видов лекарств, патологиях печени или при беременности.

анализ на тестостерон

Исследование применяется в случаях:

• для контроля за половым формированием у мальчиков, определения причин задержки или раннего созревания;
  • чтобы понять природу импотенции или бесплодия у пациентов мужского пола;
  • для диагностики опухолевых процессов половой системы;
  • чтобы выявить причины угревой сыпи;
  • для определения поликистоза яичников у пациентов женского пола;
  • для реализации терапии эндокринных нарушений.

Кроме того, лабораторное исследование на определение уровня тестостерона применяется для выявления пола новорожденных детей в случае, когда вторичные половые признаки сформировались неоднозначно.

Чтобы сдать анализ требуется провести минимальную подготовку. В частности, соблюдать голодовку накануне посещения лаборатории, не менее восьми часов. Обязательно соблюсти физический покой накануне сдачи венозной крови. Пить можно только чистую воду без газа, исключить чай, кофе, сладкие газировки и соки.

У пациенток женского пола анализ сдаётся на 2–5 сутки менструального цикла, если другие сроки не оговорены лечащим доктором. Обязательно исключить никотин не менее за полчаса до анализа, чтобы максимально верно определить уровень гормона в крови.

Нормативные значения

Референсные значения напрямую зависят от возраста и пола пациента. Таблица уровня тестостерона показывает средние количественные значения:

Пол пациентаВозраст пациентаСредние количественные значения (нмоль/л)
женщиныноворожденные с четвёртого дня жизни до 9 летдо 2,15
 девочки с 9 до 13 летменее 0,98
 подростки с 13 до 15 лет0,36–1,54
 девушки от 15 до 18 лет0,49–1,70
 женщины от 18 до 50 лет0,52–1,72
 женщины старше 50 лет0,46–1,18
мужчиныноворожденные с четвёртого дня жизни до полугода0,30–10,36
 от полугода до 9 летменее 1,24
 мальчики от 9 до 11 летменее 0,81
 подростки с 11 до 14 летменее 15,41
 юноши с 14 до 16 лет1,25–21,92
 юноши с 16 до 18 лет5,13–27,53
 мужчины с 18 до 50 лет8,9–42,0
 мужчины старше 50 лет8,6–23,4

Определение диагноза проводится исключительно лечащим врачом, основываясь на совокупности различных лабораторных анализов, в том числе на определение уровня разных видов тестостерона. Причины нарушения выработки тестостерона могут быть найдены при назначении дополнительных исследований пациенту.

Повышенные и пониженные значения

надпочечники

Уровень тестостерона у мужчин может быть повышен в следующих случаях:

• при опухолевых процессах в семенниках и надпочечниках;
  • при раннем половом созревании;
  • при гиперплазии и отсутствии функциональности коры надпочечников врождённого типа;
  • при синдроме Рейфенштейна и Иценко-Кушинга;
  • врождённых нарушениях полового развития;
  • патологиях яичек и половых желёз;
  • пожилом возрасте пациента.

Иногда влияние на уровень тестостерона оказывает приём лекарственных средств, в том числе противосудорожные препараты, барбитураты или пероральные контрацептивы у женщин.

У пациенток повышение может быть связано с синдромом поликистоза яичников, опухолевыми процессами эндометрия, яичников и надпочечников. Также причиной повышенных показателей и отклонений от усреднённой нормы тестостерона может стать врождённая гиперплазия коры надпочечников.

Сниженная выработка тестостерона наблюдается при следующих патологиях:

1.  Нарушения синтеза гормона, обусловленное генетическими нарушениями.

2.  Патологии семенников.

3.  Приобретённые патологии половых желёз.

4.  Нарушение функций гипофиза и гипоталамуса.

Также среди причин может фигурировать пожилой возраст и приём некоторых видов терапевтических препаратов. У женщин снижение показателей не считают опасным и не принимают во внимание во врачебной практике.

симптомы тестостерона

Гормон тестостерон является главным показателем мужского здоровья. Изменение его уровня в меньшую или большую сторону в соответствии с возрастом влечёт за собой серьёзные последствия. Симптоматика напрямую зависит от причины патологии.

Если причинами изменения нормативов гормона названы генетические отклонения, они могут быть выражены следующими признаками:

• формированием половой системы по женскому типу;
  • недоразвитие мужских половых органов;
  • присутствие половых органов обоих полов.

Подростки замечают у себя излишнюю хрупкость, женственность, скопление жировых отложений в несвойственных для мужчин местах. Половые органы развиваются медленно или замедляются в развитии.

Поведение мужчины также может указывать на недостаток уровня гормонов. Излишняя сентиментальность, плаксивость, раздражительность и другие признаки напрямую говорят о снижении тестостерона в крови.

С точки зрения интимной сферы, молодой человек начинает испытывать проблемы. Они могут быть выражены половым бессилием, бесплодием, преждевременным семяизвержением, импотенцией. Огромное значение в качестве анализа на тестостерон играет возраст пациента.

Как нормализовать кортизол

Признаки нехватки тестостерона существенно влияют на жизнь пациента. Чаще всего врачи предписывают человеку наладить режим питания, сна и отдыха, заняться спортом и физическими нагрузками, больше гулять и поддерживать своё здоровье. Спустя некоторое время тестостерон приходит в норму у пациентов-мужчин.

В остальных случаях проводится гормональная терапия:

гормонотерапия

1.  Гормоны в таблетках или уколах. Проводится лечение под строгим наблюдением доктора, так как средства имеют большое количество нежелательных реакций. При этом дозировки должны быть тщательно рассчитаны заранее.

2.  Трансдермальные пластыри. Приклеивание осуществляют на внутреннюю часть бедра или яички. Побочных эффектов у такого способа гораздо меньше, но пластыри вызывают местное раздражение.

Для поддержания уровня гормонов рекомендуется воздерживаться от беспорядочных половых связей и вести здоровый образ жизни. Обязательно регулярно проверяться у врача и заботиться о себе.

Подготовка к сдаче анализа

Анализ крови

Для сдачи биоматериала требуется соблюдать режим голодания на протяжении 8 – 12 часов перед посещением лаборатории. Чтобы узнать, почему тестостерон снизился, необходимо получить точные количественные результаты. Для этого кровь сдаётся натощак в утренние часы, обязательно исключение физических нагрузок и стресса за сутки до посещения лаборатории, а также рекомендуется исключить курение за полчаса до похода в медцентр.

Пониженный тестостерон – серьёзная проблема для многих мужчин. Доктора рекомендуют тщательно следить за своим здоровьем и своевременно проходить лечение, если оно необходимо.

Последние статьи