Дата публикации: 15 сентября 2021 г.

Время прочтения: 5 минут

Пупочная грыжа — это заболевание, которое в течение длительного времени себя может не проявлять. Человек не ощущает характерных симптомов, не жалуется на дискомфорт в области живота, а боль при пупочной грыже может отсутствовать.

Заболевание может стать даже случайной находкой, поэтому не следует пренебрегать диагностикой и лечением патологии. В медицинском центре «Клиника в Уручье» наши врачи проведут диагностику грыжи, назначат пациенту грамотное и правильное лечение.

Причины появления

Пупочная грыжа у взрослых и детей — это расхождение мышц брюшной стенки из-за их слабости, что приводит к выпячиванию органов брюшной полости (зачастую — кишечника) в области пупочного кольца.

Причины возникновения заболевания следующие:

• Врожденные особенности. Иногда у человека наблюдается врожденное расширение пупочного кольца. При этом происходит недостаточное его рубцевание (обрастание соединительной тканью), и в области пупочного кольца остается небольшое отверстие. В детском возрасте патология может никак не проявляться, а во взрослом периоде у человека появляются симптомы грыжи при некоторых условиях.
  • Быстрое уменьшение массы тела. Если при нормальном процессе похудения масса тела человека снижается постепенно, и органы, ткани организма адаптируются к изменениям, то быстрое похудение приводит к другим последствиям. Из—за тяжелой патологии или слишком строгой диеты потеря массы тела приводит к истощению вплоть до кахексии, ослабляется мышечный слой в пупочной области. Это становится главным условием для формирования грыжевого выпячивания.
  • Нарушения в послеоперационном периоде. Если пациент после операции не выполняет рекомендации лечащего врача, чрезмерно физически трудится, то причиной грыжи становится ослабление швов, где и может образоваться выпячивание.
  • Повышенное внутрибрюшное давление. Внутри брюшной полости находится определенный состав органов, а также присутствует определенное давление — это помогает поддерживать функционирование организма. Существуют состояния, при которых повышается внутрибрюшное давление, что становится фактором риска для формирования грыжи. К таким заболеваниям относятся хронические патологии желудочно—кишечного тракта, при которых пациент жалуется на запоры. Кроме того, заболевания дыхательной системы, характеризующиеся постоянным изнурительным кашлем, тоже станут фактором, стимулирующим формирование пупочной грыжи.
  • Отсутствие достаточной физической активности. В научном мире гиподинамию (малоподвижный образ жизни) выделяют как одну из причин пупочной грыжи. Дело в том, что при малой физической активности уменьшается сила мышц брюшного пресса. А именно этот мышечный слой препятствует образованию выпячивания в области пупочного кольца. Так, грыже удается «раздвинуть» мышцы брюшного пресса и сформировать все составляющие ее элементы.
  • Избыточный вес. Диагностика пупочной грыжи, как и любой другой патологии, нередко начинается с подробного осмотра пациента: если врач видит, что пациент страдает ожирением, то он может заподозрить грыжу. Дело здесь в том, что выраженный слой подкожной жировой клетчатки растягивает и ослабляет поддерживающий мышечный слой.
  • Неадекватные физические нагрузки. При подъеме слишком тяжелых предметов в брюшной полости пациента сильно возрастает внутрибрюшное давление. Затем формирование пупочной грыжи происходит по уже описанному выше механизму.
  • Беременность и естественные роды. Пупочная грыжа у женщины может сформироваться и в послеродовом периоде. Во время гестации живот беременной увеличивается, мышцы брюшного пресса ослабляются, растягивается пупочное кольцо. Это создает условия для выпячивания органов и формирования признаков пупочной грыжи. Ситуация осложняется, если беременная женщина страдает от запоров — это становится дополнительным фактором, повышающим давление в брюшной полости.

Для появления необходимо сочетание нескольких указанных причин. Если человек отмечает у себя наличие нескольких факторов риска, то ему необходимо пройти диагностику, чтобы предотвратить развитие заболевания. Размеры пупочной грыжи во многом зависят от индивидуальных особенностей организма пациента.

Пройти исследование по приятной цене у лучших специалистов Минска вы всегда можете в медицинском центре «Клиника в Уручье». Наши опытные врачи проведут для вас полный спектр диагностики и индивидуально выберут методы профилактики пупочной грыжи.

Пупочная грыжа

Врожденная и приобретенная пупочная грыжа

В медицине выделяют врожденную и приобретенную грыжу пупочной области, и лечение пупочной грыжи во многом зависит от причин ее формирования.

Врожденная грыжа начинает свое формирование в первые месяцы жизни ребенка. Если в первый месяц пупочное кольцо до конца не сомкнулось, то в области пупка осталось отверстие, через которое происходит выпячивание органов брюшной полости: большого сальника, кишечника.

Главными причинами врожденного заболевания являются:

• Генетический фактор. Иногда по наследству ребенку передается генетическая особенность: мышцы брюшной стенки слишком слабые, чтобы оказывать сопротивление процессу выпячивания. Если в семье наблюдалось заболевание у одного из родителей, или у ближайшего родственника, то вероятность возникновения патологии у ребенка почти 70%.
  • Анатомические изменения в структуре пупочного кольца. В составе пупочного кольца есть коллагеновые волокна, которые придают ему прочность. Когда коллагеновых волокон недостаточно, пупочное кольцо формируется неправильно. Такие изменения часто возникают при ситуациях, когда в период беременности на женщину воздействовали химические, физические или инфекционные факторы.

Если большая пупочная грыжа сформировалась у взрослого человека или у ребенка на первом году жизни, то речь идет о приобретенном заболевании.

Причины приобретенной грыжи у человека включают в себя уже указанные состояния: период беременности, повышение внутрибрюшного давления, избыточная слабость или напряжение мышц брюшного пресса. К факторам риска также относятся сильные и неподъемные физические нагрузки. У новорожденных детей сопутствующая патология (например, рахит — нарушение обменных процессов, связанных с кальцием и витамином D или гипотрофия — недостаточность массы тела) могут стать фактором риска формирования пупочной грыжи.

Чем опасна пупочная грыжа?

Об осложнениях пупочной грыжи, которую пациент не лечит, говорят многие доктора. Главный риск кроется в осложнениях после заболевания:

• Ущемление органов грыжевого выпячивания. Грыжа состоит из нескольких элементов: грыжевой мешок, грыжевые ворота и грыжевое содержимое. Мешок — это своеобразная «пленка», которая покрывает грыжевое содержимое (органы и образования, «покинувшие» свое анатомическое место расположения). Грыжевые ворота — это отверстие, через которое произошло выпячивание. Если произошло ущемление (сдавливание) грыжевого содержимого, например, петель кишечника или другого образования, то нарушается кровоснабжение и иннервация этого участка. Пациент жалуется на сильную боль, тошноту, рвоту. Через несколько часов от начала ущемления происходит отмирание сдавленного участка органа из—за недостатка кровоснабжения. Этот процесс грозит серьезным системным осложнением — перитонитом (воспалением брюшины).
  • Воспаление грыжевого содержимого. У человека краснеет область выпячивания, формируется отек. Кроме того, поднимается температура тела и ухудшается общее состояние.
  • Непроходимость кишечника. По кишечнику в норме продвигается пища, происходит ее переваривание. Из—за выпячивания части кишечника нарушается нормальное движение пищи по кишечнику, происходит застой каловых масс. При этом появляется интенсивная боль, развивается запор и рвота.

Выделяют следующие причины ущемления:

• слишком резкое поднятие тяжестей, однократная избыточная физическая нагрузка;
  • длительный процесс скопления газов в кишечнике, вздутие живота;
  • нарушение нормального процесса функционирования желудочно—кишечного тракта.

Как определить пупочную грыжу, в особенности, ее ущемление? Как правило, человек жалуется на следующие симптомы:

• интенсивная боль в области пупка;
  • ухудшение общего состояния — пациент говорит о вялости, слабости, бледности кожи, повышении температуры тела;
  • нарушение отходжения газов и кала;
  • появление тошноты, рвоты.

Кроме того, выпячивание становится плотным и напряженным, болезненным на ощупь. При ущемлении пупочной грыжи пациент нуждается в немедленной хирургической помощи!

грыжа

Симптомы заболевания

Симптомы пупочной грыжи, как правило, классические и не зависят от пола или возраста пациента:

• Формирование выпячивания. Как выглядит пупочная грыжа? Область живота при пупочной грыже несколько меняется: в районе пупка формируется образование различных размеров, которое может исчезать в лежачем положении.
  • Характерные симптомы. При прикосновении пациента к выпячиванию и одновременном напряжении мышц брюшной стенки (например, во время кашля), в пупочной области чувствуется толчок.
  • Небольшое выпячивание поддается стандартному вправлению пупочной грыжи, грыжу с формированием спаек иногда уже не удается вправить в живот.
  • Болевой синдром в области пупка. Особенно сильно боль чувствуется при чихании или кашле, во время активных физических нагрузок или при формировании запоров. В целом, боль усиливается во время повышения внутрибрюшного давления у пациента.
  • Общие симптомы: ощущение тошноты, появление рвоты или запоров.

Если человек обратил внимание на формирование этих симптомов, ему немедленно нужно обратиться к врачу! В медицинском центре «Клиника в Уручье» опытные доктора используют только современные методы, чтобы у пациента прошла пупочная грыжа.

Диагностика патологии

Пупочная грыжа у мужчины и женщины — это серьезная патология, которая требует обращения к хирургу. Для диагностики используются такие методы:

• ультразвуковое исследование — врач оценит размер грыжи и его содержимое;
  • рентгенологическое исследование с применением контрастного вещества — контраст используется для более подробного изучения составляющих грыжи;
  • рентгенологическое исследование, эндоскопия желудка, двенадцатиперстной кишки — доктор использует методы для исключения опухолевого роста в этих органах.

Иногда лечащий врач использует компьютерную томографию для подтверждения диагноза и определения правильной тактики лечения.

Все методы диагностики пупочной грыжи доступны в медицинском центре «Клиника в Уручье». Наши опытные специалисты быстро и качественно проведут необходимые исследования и выберут оптимальную тактику лечения!

Красивый пупок

Лечение заболевания

Как лечить пупочную грыжу? Как правило, заболевание у взрослых лечат хирургическим путем. При появлении ущемления пациента оперируют в экстренном порядке, в остальных случаях лечение проводится в виде плановой операции.

Во время хирургического вмешательства доктор удаляет грыжевой дефект, проводит укрепление брюшной стенки и пупочного кольца. Иногда используются лапароскопические техники операции, что уменьшает период реабилитации пациента после операции.

Пупочная грыжа — это заболевание, которое требует немедленного обращения к врачу и устранения дефекта. Провести диагностику пупочной грыжи, а также ее плановое лечение по приятной стоимости каждый пациент может в медицинском центре «Клиника в Уручье»

Последние статьи