Ангина

Дата публикации: 1 марта 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Мало кто не знает, как выглядит ангина. Боль и неприятные ощущения в горле при глотании, повышение температуры и слабость в теле ни с чем не спутать. Однако некоторые пациенты предпочитают игнорировать симптомы, считая, что они могут пройти сами собой. Часто это действительно так, болезнь отходит, оставляя человека здоровым. Но ангина без своевременной терапии опасна серьёзными осложнениями, о которых будет рассказано в статье.

боль в горле

Причины

Ангина представляет собой неприятное заболевание, которое спровоцировано воспалительным процессом и распространением инфекции в миндалинах и лимфатических узлах пациента. Причин развития заболевания очень много, они могут поступить извне или развиться внутри организма.

Основными причинами развития ангины называют:

1. Передача инфекции между людьми так называемым пищевым или воздушно-капельным путём.
  2. Заражение эндогенным способом, то есть изнутри. Бактерии переходят из кариозных зубов, при запущенных синуситах и других заболеваний носоглотки.
  3. Понижение иммунной защиты. В таком случае ангина спровоцирована бактериями, постоянно живущими в ротоглотке пациента, но атаковавшими из-за снижения защитных сил организма.

Риск заражения ангиной значительно повышается при переохлаждении, излишней сухости воздуха в помещении, общем снижении иммунитета, после перенесённого респираторного заболевания, а также во время гиповитаминозов.

признаки ангины

Первые признаки ангины полностью повторяют показатели обычного ОРЗ. Это повышение температуры тела, сильный озноб, слабость в теле и головная боль. Однако существует ряд специфических симптомов, которые характерны только для данного вида заболевания.

В первую очередь это затруднённость при глотании и болевые ощущения. Это связано с уменьшением просвета из-за сильного воспаления миндалин. Проходящая по этому пути еда задевает воспалённые участки слизистой и провоцируют болевые ощущения.

Кроме того, если осмотреть гортань пациента в запущенных случаях будут видны белые или желтоватые участки гноя. В некоторых случаях будут виднеться некрозированные участки с светло-серым налётом.

При этом носовое дыхание обычно не затрудненно и отлично проходит, так как пазухи не заложены. Вся боль и воспаление сосредоточены исключительно в ротоглотке, на миндалинах. Этот симптом помогает отличить грипп и простуду от ангины.

Виды

виды ангины

Заболевание имеет достаточно обширную классификацию. Так по причине возникновения болезнь делят на наружную и внутреннюю. В первом случае опасные возбудители попадают на миндалины из внешней среды при контакте с заражённым человеком и способствуют распространению воспаления. Во втором случае воспалительный процесс развивается внутри организма, к примеру вредные бактерии переходят от кариозных зубов.

Общее снижение иммунитета – частая причина развития воспаления в горле.

Три формы ангины выделяют по типу возбудителя:

1. Бактериальная. Чаще всего вызвана стрептококками, энтеробактериями и пневмококками, которые в нормальном состоянии присутствуют в организме человека. Снижение иммунитета приводит к агрессивному нападению вредоносных бактерий и развитию воспаления. Обычно подобна ангина у взрослых заканчивается благополучно в течение недели с начала болезни. Однако при отсутствии грамотной терапии наблюдаются осложнения, направленные на суставы, почки и сердечные клапаны.
  2. Вирусная. Подавляющее число случаев наблюдается у детей в возрасте до трёх лет. При визуальном осмотре на миндалинах обнаруживаются небольшие белые пятнышки или язвочки, покрытые белесым налётом. Именно по ним определяют тип заболевания. Среди симптомов в дополнение к вышеперечисленным добавляются проблемы с желудочно-кишечным трактом в силу возраста пациента.
  3. Грибковая. Редкая форма заболевания, которая развивается за счёт заражения патогенными микроорганизмами. В таких случаях воспалённые миндалины покрываются творожистыми выделениями, которые переходят также на нёбо и язык.

Любой из видов ангины требует квалифицированной постановки диагноза, при необходимости сдачи анализов на патогенную микрофлору и грамотной терапии. В противном случае могут развиться неприятные осложнения с достаточно серьёзными негативными последствиями для организма.

Также ангину делят по клинической картине на три категории: катаральную, фолликулярную и лакунарную. Первая – самая лёгкая, при таком течении поражены только миндалины. Второй тип предполагает воспаление не только миндалин, но гнойники на фолликулах. Третий тип ангины представляет собой заражение, проникшее глубоко в миндалины и распространившееся по организму.

как вылечить ангину

При появлении первых симптомов ангины следует обратиться за помощью к доктору. Опытные отоларингологи проводят ряд исследований, после чего назначают терапию. Помимо визуального осмотра и пальпации лимфатических узлов, иногда требуется сдать ряд анализов. К ним относят общий анализ крови и мочи, а также мазки из полости зева и носа. Это необходимо, чтобы с точностью определить патогенную микрофлору, вызвавшую заболевание.

Лабораторные анализы крови и мочи помогают определиться в состоянии пациента. Зачастую человек может даже не чувствовать, насколько он болен, продолжая работать в активном режиме. Протокол исследования покажет его состояние и остроту воспаления.

Осмотр с зеркалом и специальным шпателем врачом называют фарингоскопиеей. Этот метод предполагает визуальный осмотр зева с изучением характера налёта на миндалинах. Если необходимо снизить активность рвотного рефлекса, применяется местный анестетик.

Без качественной диагностики нельзя назначить хорошего лечения, которое поможет справиться с болезнью. И сделать это может только врач.

Проблема в том, что каждый тип ангины предполагает особую терапию. Так, например, бактериальное поражение вылечивается антибиотиками широкого спектра действия, но на вирусную таблетки никак не повлияют, только принеся урон организму пациента. Именно поэтому важен комплексный подход к диагностике с определением возбудителя болезни и предписанием врача о лечении.

Помимо основного препарата для лечения ангины, который воздействует непосредственно на возбудителя, применяется также симптоматическое лечение. Если беспокоят сильные боли или повышение температуры, используют анестетики и жаропонижающие препараты.

Острая форма болезни лечится в стационаре под строгим контролем доктора. В остальных случаях можно проходить терапию в домашних условиях. Длительность лечения зависит от состояния пациента, но не превышает двух недель. На это время нужно ограничить общение с домочадцами, чтобы не распространять болезнь, исключить пользование одной посудой и средствами гигиены, носить средства защиты при общении.

ребенок лечит ангину

Ангина у детей быстро диагностируется даже родителями самостоятельно. Достаточно просто заглянуть в рот к малышу и понять, почему он капризничает, не ест и не пьёт воду. Как правило, маленькие дети много плачут, так как испытывают дискомфорт и боль при глотании, но не могут сказать, что у них болит. Помощь должна быть немедленной и грамотной. Для этого не занимайтесь самолечением, а обратитесь к педиатру, который назначит качественную терапию.

здоровый человек

Чтобы избежать заболевания, достаточно выполнять ряд полезных предписаний, о которых говорят врачи с самого детства:

1. Стоит следить за общим состоянием организма. Помимо того, что крепкий иммунитет защитит от внешних вредоносных факторов, он поможет избежать заражения внутри.
  2. Избегать переохлаждения. Отказаться от употребления слишком холодных напитков и еды, если существует опасность заражения вирусными болезнями.
  3. Следить за рационом питания. Слишком жирная или солёная пища раздражают слизистые оболочки рта и горла. Такая поверхность более уязвима для вирусов и бактерий.
  4. Наладить пищевой режим. Если слизистые влажные, гладкие, меньше шансов, что произойдёт присоединение инфекции. Необходимо пить достаточное количество жидкости в сутки.
  5. Избегать контактов с больными людьми. По возможности ограничить походы в общественные места во время повышенной заболеваемости ОРВИ, гриппом и простудами.

Также рекомендуется регулярно посещать кабинеты стоматолога и отоларинголога. Осмотры необходимы, чтобы вовремя исключить проблемы со здоровьем и на первых этапах победить болезнь. Профилактика ангины проста, но эффективна, помогает оградить себя и близких от опасного заболевания.

здоровый vs больной человек

Простое и не опасное на первый взгляд заболевание, которое всем знакомо с детства, может обрасти множеством осложнений. Они могут единичными, затронув только один орган, или распространиться на все системы организма. Чтобы этого не произошло, важно следить за состоянием здоровья и не игнорировать симптомы заболевания.

Осложнения могут наступить сразу, буквально на следующий день после развития болезни, а могут стать долгосрочным отступлением и развиться спустя 3–4 недели с момента начала болезни.

Ранними осложнениями ангины называют сопутствующие болезни в области головы. Например, синусит, отит, гайморит, отёк гортани или некроз миндалин. Чтобы этого не произошло, следует немедленно обратиться к врачу при первых признаках заболевания.

Вторичными осложнениями становятся патологии по всему телу – миокардит, заболевания почек, воспалительные процессы в суставах и многое другое. Это опасные состояния, которые, кажется, вызваны обычной простудой. Именно поэтому стоит бережно относиться к своему телу и следить за его здоровьем.

Зная, как вылечить ангину, человек будет вооружён и при первых симптомах сможет принять верные решения. Не стоит затягивать посещение доктора, ведь осложнения способны развиться в первые сутки болезни.

Последние статьи