Герпес

Дата публикации: 4 марта 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Герпес относится к группе вирусных патологий, которые проявляются на коже и слизистых оболочках в виде небольших пузырьков, соединённых в плотные группы. Общий диаметр поражения обычно составляет около 2–3 см. Они могут поражать разные ткани и органы. По данным статистики в мире герпесом заражено более четырёх миллиардов людей. При этом более полумиллиарда человек заражены половым герпесом.

Вирус

Герпес считается вирусным заболеванием, которое вызвано рядом вредоносных вирусов. Высыпания в виде небольших прозрачных, заполненных жидкостью пузырьков обычно локализуются группами на поверхности слизистых, у рта, носа, глаз и половых органов. С течением болезни пузырьки лопаются и область поражения покрывается некрасивой желтоватой коркой, которая образуется из-за жидкости, содержащейся в пузырьках.

У граждан с ослабленным иммунитетом присутствует возможность поражения других органов, в том числе нервных волокон.

Главной причиной герпеса всегда считается человек. Пациент всегда заразен, вне зависимости от фазы развития заболевания. Однако в период обострения возможность заразиться от него повышается в разы.

Возбудитель передаётся от человека к человеку всеми доступными путями: воздушно-капельным, половым, бытовым. От матери к ребёнку болезнь передаётся на этапе беременности, через плаценту, а также в родовом процессе и при грудном вскармливании малыша.

Заражению подвержены все люди, но у некоторых наблюдается повышенная сопротивляемость к вирусам данного типа. Однако существует большой процент людей, подверженных заражению, но переносящих болезнь бессимптомно. При этом они не перестают быть носителями и потенциально заразными.

Попадая в организм, вирус скрывается в клетках хозяина, где его не смогут достать иммунные клетки. Внешние признаки патологии проявляются только когда снижается иммунная защита организма. Обычно это происходит в случаях:

• переохлаждения;
  • перегрева;
  • простуды и ОРВИ;
  • недостатка витаминов;
  • нехватки сна;
  • стрессовых состояний;
  • переутомления.

Рецидивы вируса случаются, когда поврежден слизистые и произошёл незащищённый половой контакт, когда человек перенёс травмы или хирургические вмешательства, а также принимает лекарственные средства с содержащимися в них стероидными гормонами.

симптомы герпеса

Герпес у детей в возрасте до трёх лет обычно проявляется в форме стоматита. Среди симптомов наблюдается повышение температуры тела и признаки общей интоксикации организма. На слизистой оболочки рта образуются болезненные пузырьки с прозрачным содержимым. Вскрываясь, они образуют язвочки, которые болят и зудят.

У детей старшего возраста пузырьки образуются вокруг губ. После вскрытия также появляются язвы, но они менее болезненные, чем на слизистых оболочках, покрыты желтоватыми корочками. По окончании острого периода корочки сходят без следов.

Симптомы герпеса у взрослых, только заразившихся этим заболеванием, более выражены, чем впоследствии:

• озноб;
  • сильная и необоснованная утомляемость;
  • пульсирующие головные боли;
  • потеря аппетита;
  • нередко нарушение режима сна и отдыха.

Иногда наблюдается увеличение лимфатических узлов. Всегда это сопровождается покраснением, а затем и появлением пузырьков у губ или крыльев носа.

Существует такое понятие как герпетические нейроинфекции, которые характеризуются более тяжёлым течением. Они сопровождаются сильными болями в голове, температурой, необоснованной двигательной активностью, иногда судорогами. Это объясняется поражением у пациента головного мозга.

Такое заболевание опасно риском летального исхода.

Типичные формы герпеса у взрослых достаточно легко диагностируются в соответствии с внешними признаками и анамнезом пациента. Для нетипичных форм требуется ряд дополнительных анализов, в том числе биохимический анализ крови и мочи.

Типы

типы герпеса

В научной среде различают разные типы герпеса и всего их восемь:

1. Простой герпес. Заражение происходит воздушно-капельным и контактно-бытовым способом, чаще через разговоры и поцелуи. Вызывает поражение тканей и слизистых. Может стать причиной серьёзных осложнений.
  2. Простой герпес второго типа. Выступает на слизистых половых органов человека. Заражение происходит при незащищённом половом акте. Для патологии характерные частые повторения.
  3. Ветряная оспа.
  4. Вирус Эпштейн-Барр.
  5. Цитомегаловирус.
  6. Вирусы герпеса 6, 7 и 8 типов. Часто провоцируют экзантему только что родившихся малышей.

Патогены способны долгое время после попадания в организм находится в нём, никак себя не проявляя, и ожидая благоприятного момента. Часто переломным моментом становится ослабление иммунной защиты или переохлаждение. Наиболее распространены вирусы герпеса первого и второго типов. Во внешней среде они неустойчивы, если соблюдать правила гигиены.

лечение герпеса

Большинство пациентов много лет живут с этой проблемой и всегда задаются вопросом, как лечить герпес. Однако врачи считают, что полностью вылечить инфекцию нельзя. Если она однажды попала в организм, максимум, что можно сделать это снизить интенсивность острой фазы и количество рецидивов.

Герпес на губах, слизистых и других тканях лечится симптоматически. В соответствии со сбором анамнеза и клиническими исследованиями вводятся противовирусные препараты, смягчающие мази точечно на место разрастания пузырьков, подсушивающие вещества. В остальном рекомендуется соблюдать режим сна и отдыха, правильно питаться и не переохлаждаться.

губы

Гораздо лучше лечения герпеса соблюдать профилактические меры, предотвращающие заражение этим типом инфекции. Соблюдайте правила личной гигиены, не пользуйтесь косметикой, полотенцами, посудой и другими вещами с людьми, у которых может быть герпес.

Профилактика герпеса включает в себя правила поведения скорее для уже заразившихся пациентов. К примеру:

• больной должен строго следить за индивидуальным использованием посуды, полотенец, косметики и других принадлежностей, особенно в период острой фазы, когда инфекция особенно сильна;
  • беременная женщина, заметившая у себя признаки герпеса, должна незамедлительно обратиться к лечащему врачу;
  • в острой фазе заболевания пациенту следует оградить любые типы общения с другими людьми;
  • при генитальном герпесе нужно избегать половых контактов, а также всегда пользоваться презервативами.

Соблюдение простых мер поможет защитить окружающих от опасного заболевания, а своевременное обращение к врачу снизит частоту обострений и поможет избежать рецидивов.

Не стоит недооценивать герпес. Это коварное заболевание, которое опасно своими осложнениями и последствиями для человека. К примеру, при рождении, проходя сквозь родовые пути матери, заражённой инфекцией, малыш может заполучить неонатальный герпес. Для взрослых людей болезнь опасна бессимптомным протеканием, поражением внутренних органов и другими серьёзными последствиями. Учёные доказали связь герпеса второго типа с ВИЧ-инфекцией.

В любом случае, обнаружив у себя симптомы болезни. Стоит незамедлительно обратиться к врачу и сдать анализы. Качественная терапия поможет сократить возможность заражения других людей и снизить интенсивность проявления симптомов.

Последние статьи