Мазок на флору у женщин

Дата публикации: 21 января 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Мазок на флору – это быстрый исследовательский метод, который позволяет доктору провести оценку состояния мочеполовых путей женщины или мужчины.

Благодаря диагностической методике врач может обнаружить признаки воспаления, нарушения микробиома половых путей, а также сделать вывод о наличии патологических элементов.

Мазок на флору у женщин и мужчин – это первичная исследовательская процедура. Она дает основания для более детальной диагностики, если первичная диагностика показала отклонения от нормы.

Доктора рекомендуют проводить мазок на флору каждый год – это позволяет на ранней стадии обнаружить нарушения в мочеполовых путях у мужчин и женщин.

врач и оборудование

Подготовка к исследованию

Гинекологический мазок на флору – это исследование состояния женского мочеполового тракта. Диагностика флоры у мужчин называется урогенитальным мазком.

Для получения качественного и определенного результата обязательно нужно подготовиться к процедуре. Врачи говорят об обязательном выполнении таких шагов:

• за 2 дня до исследования обязательно исключить половые контакты;
  • за 48 часов не проводить спринцевание, а также не использовать препараты, которые вводятся интравагинально;
  • не использовать растворы для полоскания рта, горла, препараты с антибактериальной активностью;
  • у женщин забор биологического материала проводят в дни менструального цикла, когда нет активных кровянистых выделений.

Относительно интравагинальной контрацепии эти правила не меняются: не рекомендовано их применять за 2 дня до взятия мазка на флору.

Перед тем, как посетить доктора, следует провести гигиеническое подмывание половых органов, при этом нельзя использовать различные моющие средства.

Не разрешается принимать ванную за сутки до исследования.

За несколько часов до забора мазка на флору (2-3 часа) не стоит мочиться. Мочевыделение приведет к смыванию активной флоры и в случае наличия отклонений доктор их не увидит, потому что флора была смыта струей мочи.

женский мазок

Какие нормы у мазка на флору?

Норма мазка на флору – это наличие в урогенитальном тракте незначительного количества слизи, эпителиальных клеток, лейкоцитов, а также естественной флоры половых путей человека в определенном количестве.

У здорового человека в мазке на флору находится определенное количество бактерий и грибов. Среди бактерий в состав среды влагалища входят лактобактерии, палочки с грам-положительными свойствами, бифидобактерии, микроорганизмы с условной патогенностью, а также грибы.

Условная патогенность микроорганизмов заключается в том, что при определенном их количестве в мочеполовых путях, они не вызывают воспалительных реакций. Как только уровень микроорганизмов выходит за определенные границы, человек начинает ощущать определенные симптомы и физический дискомфорт.

В мочеполовых путях находятся полезные бактерии, кокки в небольшом количестве, лейкоцитарные клетки, эпителиальные клетки (плоский эпителий), а также слизь. Расшифровку мазка на флору проводит лечащий врач.

взятие анализа

Сколько времени ожидать результаты?

Забор мазка на флору проводит врач-гинеколог, процедура длится несколько минут. Исследование мазка выполняется за 1-2 дня, после чего пациент сможет получить результаты анализов.

Расшифровка результатов

Расшифровку мазка на флору проводит доктор пациента, на основании данных анамнеза, осмотра, симптомов пациента и других методов исследования.

В норме мазок на флору у женщин и мужчин выглядит таким образом:

• Полезные бактерии. Занимают примерно 90% всей флоры урогенитального тракта. Их функция состоит в препятствии размножению бактерий с условно-патогенными свойствами, а также грибов.

Полезные бактерии выделяют специальные антибактериальные компоненты. Если полезных бактерий недостаточно, или они выделяют мало антибактериальных веществ, условно-патогенная флора начинает расти и размножаться. Возникает дисбактериоз флоры – это состояние нуждается в медикаментозной терапии. Доктор назначает человеку пробиотики, а лечение направлено на укрепление иммунной защиты. В некоторых случаях понадобятся антибактериальные препараты.

• Другие бактериальные агенты. Иногда в мазке на флору обнаруживают кокков: к примеру, стафило- и стрептококков. Не стоит беспокоиться, если их количество не превышает 5% от общего уровня бактерий.
  • Лейкоциты в мазке на флору. Лейкоцитов во влагалище женщин должно быть от 0 до 15 единиц, если речь идет о мужской уретре или женской шейке матки, то здоровый уровень не превышает 10 единиц.

Лейкоцитоз – состояние, при котором количество лейкоцитов превышает 15 единиц. Это нормально при беременности или после родов. Однако, если лейкоцитоз наблюдается у женщины без беременности, то следует насторожиться. Впрочем, повышение уровня лейкоцитов не вызывает у пациентов выраженных симптомов.

• Плоский эпителий. Незначительное количество плоского эпителия в мазке на флору у женщин не вызывает никаких опасений. В зависимости от дня менструального цикла, уровень эпителиальных клеток может меняться в большую или меньшую сторону.

Если количество клеток плоского эпителия повышается, и эпителиальные клетки становятся «пластами» или «балками», то доктор может заподозрить развития воспаления в мочеполовых путях.

• Слизь – нормальный компонент урогенитального тракта. Ее секреция происходит в цервикальном канале, и основная функция слизи – увлажнение слизистых оболочек, защита от чужеродных агентов. При значительной выработке слизи врачу нельзя исключить острый или хронический цервицит – воспаление желез, продуцирующих слизь.

К патологическим компонентам относят патогенную флору (к примеру, гонококки, трихомонады, хламидии), которые вызывают воспалительные заболевания мочеполовых путей. Бактериоскопия позволяет обнаружить и другие элементы, которых не должно быть в здоровом мазке.

Норма мазка на флору содержит указанные компоненты, в здоровом анализе нет патологических агентов.

Следует помнить, что стандартный мазок на флору не показывает наличие у человека ВИЧ или герпеса: эти заболевания нуждаются в других методах диагностики.

Нередко доктор назначает исследование после длительного курса антибактериальной терапии. Это необходимо для тщательной оценки микрофлоры человека: после курса антибиотиков может нарушаться естественная микрофлора не только кишечника, но и органов мочеполового тракта.

Мазок на флору – эффективный диагностический метод, который позволит оценить первичные отклонения в состоянии органов мочеполового тракта у мужчин и женщин. Исследование нередко объясняет многие тревожные симптомы, с которыми обращаются пациенты (боль, зуд, жжение в области половых органов). Благодаря бактериоскопии доктора нередко определяют причину заболевания пациента, а при необходимости проводят более сложные методы исследования.

Последние статьи