Варикоцеле

Дата публикации: 10 сентября 2021 г.

Время прочтения: 5 минут

Варикоцеле яичка у мужчин – это заболевание, сопровождающееся расширением вен гроздевидного сплетения семенного канатика, вследствие чего возникает нарушение кровообращения. Распространенные признаки – возникновение болей тянущего характера, а также наличие тяжести в мошонке. Указанные признаки сопровождаются патологическим расширением вен. Результатом может стать повреждение варикозных сосудов, что повлечет за собой кровоизлияние в область мошонки. Говоря о том, чем опасно варикоцеле, стоит отметить, что в худшем случае мужчина может столкнуться с нарушением выработки семени и бесплодием. Угрозы для жизни заболевание не представляет.

Классификации и стадии

Виды варикоцеле принято определять с опорой на разные классификации заболевания. Одними учеными и медиками они рассматриваются в качестве совокупностей степеней, другими в качестве совокупностей типов.

Самой распространенной является классификация, предложенная Н. А. Лопаткиным. Ее плюс – простота и привязка к выраженности варикоцеле. Ученый выделил следующие степени варикоцеле у мужчин:

• I степень. Варикоцеле 1 степени поддается выявлению только посредством ощупывания при одновременном сокращении грудобрюшной преграды и брюшных мышц, то есть при напряжении мышц пресса в положении пациента стоя. В горизонтальном положении ощупывание может не принести результатов, что обусловлено анатомией человека;
  • II степень. Варикоцеле 2 степени характеризуется наличием заметных для глаза расширенных вен на яичке. Размеры его при этом сохраняются, изменений не происходит;
  • III степень. Варикоцеле 3 степени сопровождается патологическим расширением вен, яичко при этом уменьшается в размерах. Также меняется его консистенция. Это запущенная степень.

Есть еще одна примечательная классификация, предложенная Ю. Ф. Исаковым. Ученый выделил следующие степени:

• I. Для глаза варикоцеле не является заметным, но поддается выявлению посредством ощупывания;
  • II. Расширение вен становится визуально заметным. Форма яичка не поддается изменению, в размерах оно не меняется;
  • III. Размеры яичка уменьшаются, расширение вен обретает выраженный характер.

Рассматривал типы, а не стадии варикоцеле у мужчин B. L. Coolsaet. Предложенная им классификация основана на характере движения крови по сосудам и на особенностях расширения вен. Ученый предложил 3 типа варикоцеле:

• первый тип. Сопровождается обратным током крови из почечной вены в мошонку;
  • второй тип. Сопровождается обратным током крови из подвздошной вены;
  • третий тип. Это сочетание первых типов.
Проблемы

Симптомы

Обычно заболевание проявляется с левой стороны. Реже врачи обнаруживают правостороннее или двустороннее варикоцеле (также двухсторонний варикоцеле – заболевание, затрагивающее два яичка). Объяснить распространенность левостороннего варикоцеле можно тем, что семенная вена впадает слева под углом в 90⁰ в почечную, что и приводит чаще всего к развитию и заболевания с левой стороны.

Симптомы варикоцеле у мужчин следующие:

• возникновение болевых ощущений в мошонке;
  • атрофия яичка;
  • ишемия вследствие длительного застоя крови;
  • развитие склеротических изменений в яичке;
  • нарушение функции эпителия, связанного с выработкой семени;
  • повреждение барьера между кровеносными сосудами и семенниками;
  • развитие аутоиммунной агрессии, вследствие которой может развиться бесплодие;
  • преждевременная эякуляция;
  • аденома простаты.

Зафиксированы случаи, когда варикоцеле не вызывает никаких ощущений у больных мужчин. Общий и наиболее распространенный симптом – возникновение различных по характеру и интенсивности болевых ощущений.

Варикоцеле

Осложнения

В общем случае осложнения варикоцеле обычно выражаются в бесплодии, белково-энергетической недостаточности яичка, в снижении уровня половых гормонов. Эти последствия варикоцеле могут сопровождаться прочими венозными аномалиями. Среди них:

• геморрой;
  • варикоз на ногах;
  • нарушение эрекции (импотенция).

Диагностика

Постановка такого диагноза, как варикоцеле яичка, не вызывает у врачей проблем. Расширение вен определяется с опорой на клиническую картину (симптомы), на данные ультразвуковых исследований, в частности, с помощью допплерографии.

Также диагностика осуществляется посредством пальпации, с помощью пробы Вальсальвы. В зависимости от случая, что подтверждает клиническая практика, целесообразно исследование содержания половых гормонов в крови. Дополнительно перед выбором метода лечения варикоцеле врач может назначить анализ спермы.

Лечение

Перед тем как начать лечить варикоцеле, врач проведет диагностику одним из указанных в предыдущем разделе способов. С опорой на результаты исследований и анализов выбирается метод.

• Операция Иваниссевича.

Это хирургический метод. Он предполагает пересечение расширенной вены (или нескольких). Вмешательство осуществляется при условии общего наркоза.

Хирург в подвздошной области параллельно паховому каналу делает разрез, рассекает кожу, подкожную клетчатку и соединительнотканную оболочку пахового канала. После рассекается его стенка. Внутри расположены расширенные вены. После операции все ткани послойно ушивают.

• Лапароскопия.

Напоминает операцию Иваниссевича, однако все манипуляции осуществляются через проколы в животе. Особенность – необходимость растяжения брюшной полости с помощью углекислого газа. Плюс – отсутствие необходимости множественных рассечений и разрезов.

У лапароскопии есть масса недостатков, по причине которых метод почти не используется. Это:

• вероятность травмирования близлежащих органов;
  • высокий риск развития водянки после данной операции при варикоцеле яичка;
  • риск возобновления болезни составляет почти 20%.
  • Микрохирургия Мармара.

Наименее инвазивный метод. В случае с операцией Иваниссевича разрез составляет 5 сантиметров, в случае с микрохирургией – всего 2 сантиметра. Таким образом, что понятно, травмируется меньше тканей.

Период восстановления непродолжительный, вероятность осложнений намного ниже по сравнению с прочими хирургическими методами. Плюс лечения варикоцеле с помощью микрохирургии – возможность исключить патологический сброс венозной крови после операции. Вероятность рецидива – до 2,5%.

Разрез делается хирургом в области паха, семенной канатик извлекается. После вскрытия оболочек все расширенные вены отделяются друг от друга и пресекаются. Операция проводится под микроскопом или с помощью другого увеличительного оборудования. После нее на ткани накладываются рассасывающиеся швы.

Мужские проблемы

Профилактика

Рекомендации по профилактике варикоцеле общие, стопроцентного способа предупредить развитие заболевания нет. Объясняется это анатомическими особенностями венозной системы мошонки. Чтобы снизить уровень вероятности возникновения варикоцеле, следует:

• избегать стрессовых состояний;
  • заниматься спортом, вести активный образ жизни;
  • следить за питанием, употреблять в пищу продукты, богатые цинком и селеном;
  • в случае необходимости принимать витамины и добавки (после консультации с врачом);
  • регулярно заниматься сексом.

Резюме

Варикоцеле яичка – заболевание, которое сопровождается расширением вен и нарушением кровообращения. Может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним, при этом более других видов распространено левосторонне варикоцеле. Это обусловлено анатомическими особенностями мошонки.

Нехирургических методов лечения не существует. Наиболее продвинутая и наименее инвазивная методика – микрохирургия Мармара. К вмешательству прибегают после тщательной диагностики при наличии показаний.

Осложнения, которыми может сопровождаться варикоцеле – бесплодие, импотенция, простатит. Заболевание может протекать одновременно с геморроем, варикозным расширением вен на ногах.

Предупредить развитие заболевания невозможно, однако есть общие рекомендации, соблюдение которых поможет снизить риск его возникновения. Это ведение активного образа жизни, правильное питание и регулярные половые контакты (лучше, если с одним партнером, потому как беспорядочные половые связи могут привести к неблагоприятным последствиям, подорвать здоровье мочеполовой системы).

Последние статьи