Паховая грыжа

Дата публикации: 1 сентября 2021 г.

Время прочтения: 5 минут

Паховая грыжа – заболевание хирургического профиля, которое представляет собой выхождение органов брюшной полости, малого таза через паховый канал с образованием грыжевого мешка из передней стенки живота в районе паха. Диагностируется в любом возрасте. Основная категория пациентов – дети первого года жизни, мужчины старше 40 лет.

Данные Всемирной организации здравоохранения указывают статистику, в которой заболеваемость мужчин в 6 раз выше, чем у женщин. Причина появления паховой грыжи кроется в особенностях строения пахового канала и чрезмерной физической деятельности сильного пола. Среди всех грыж живота паховая является лидером по частоте встречаемости.

паховая грыжа

Классификация паховых грыж

Заболевание классифицируют по нескольким факторам.

По происхождению бывают:

• Врожденные, или эмбриональные – формируются в периоде внутриутробного развития плода, клинически проявляются непосредственно при рождении или в течение первого года жизни;
  • Приобретенные – это паховые грыжи у взрослых, вызванные неблагоприятными условиями.

По характеру течения:

• Вправимая – выпячивание в положении лежа уменьшается, грыжу можно легко и безболезненно вправить, органы в грыжевом мешке подвижные, не беспокоят;
  • Невправимая – выпячивание не вправляется, с переменой положения тела размеры не меняются, появляются жалобы на ухудшение состояния;
  • Не осложненная – нет нарушений со стороны пищеварения, мочеиспускания, не выраженный болевой синдром;
  • Осложненная – развиваются осложнения с явной клинической симптоматикой, требующие неотложной помощи хирургов.

По расположению:

• Прямая паховая грыжа – всегда приобретенная, характерна для возрастных пациентов, выходит через поверхностное паховое кольцо, выпячивание округлой формы, исчезает или заметно уменьшается в размерах в лежачем положении;
  • Косая – может быть врожденной и приобретенной, проходит через паховый канал, чаще опускается в полость мошонки и большой половой губы, выпячивание продолговатое, мало меняется при смене положения тела:
  • Пахово-мошоночная грыжа;
  • Канатиковая – грыжевое содержимое находится внутри канала вдоль семенного канатика;
  • Скользящая – одной из стенок грыжевого мешка является орган с забрюшинным расположением: слепая кишка, мочевой пузырь, матка с придатками; это сложно диагностируемая грыжа;
  • Правосторонняя – встречается в 2 раза чаще, потому что правый канал короче и шире левого; врожденная формируется при опущении яичка (паховая грыжа яичка);
  • Левосторонняя паховая грыжа – менее распространенная патология;
  • Двухсторонняя – крайне редкое явление, врожденного характера.
пах

Чем опасна паховая грыжа

Главная опасность – малосимптомное течение на ранней стадии. Больной несколько лет может ходить, не обращая внимание на небольшое уплотнение в области паха. При этом осложнения, угрожающие жизни и требующие экстренного хирургического вмешательства, могут возникнуть в любой момент.

Ущемление паховой грыжи

На фоне полного благополучия происходит сжатие грыжевого содержимого в области грыжевых ворот. Это сопровождается резкой интенсивной болью в районе выпячивания с последующим распространением по всему животу. Самочувствие резко ухудшается, нарастают симптомы интоксикации, болевой синдром, повышается температура тела.

Из-за пережатия питающих ущемленный орган сосудов он может омертветь. Токсины, выделяемые при распаде омертвевших тканей, приводят к нарушениям кровообращения во всем организме, проблемам с почками, изменениям свертывания крови.

Диагностируют следующие грозные состояния:

• Перитонит – острое воспаление брюшины;
  • Гангрена, перфорация кишки;
  • Сепсис, инфекционно-токсический шок;
  • ДВС-синдром;
  • Кишечная непроходимость;
  • Тромбоз брыжеечных артерий и вен;
  • Острая почечная недостаточность;
  • Ишемия мочевого пузыря;
  • Острая задержка мочи;
  • Полиорганная недостаточность.

Невозможность вправить грыжу

При длительно существующей грыже находящиеся в ней органы спаиваются с грыжевым мешком и перестают вправляться в живот. Это сопровождается нарушением функции находящихся в грыжевом мешке органов.

Больного беспокоят хронические абдоминальные или тазовые боли, болезненность самого выпячивания, усиливающаяся при ходьбе, нагрузках, затрудненное мочеиспускание, испражнение. В особо запущенных случаях развивается флегмона грыжевого мешка, кишечная непроходимость, острая задержка мочи, клиника «острого» живота, указывающая на перитонит.

При насильственном вправлении возможна перфорация стенки кишечника.

лечение грыжи

Вторичное бесплодие

У мужчин в паховом канале проходит семенной канатик, состоящий из семявыносящего протока, сосудов и нервов, мышцы, поднимающей яичко. Паховая грыжа приводит к сдавлению и нарушению кровообращения и иннервации мошонки и яичек, изменениям в работе предстательной железы, угнетению сперматогенеза. Появляются проблемы с эрекцией.

Паховая грыжа у мужчин в половине случаев переходит в пахово-мошоночную, вызывая воспаление яичек – орхит. Повышает риск развития перекрута яичка и злокачественного перерождения.

В организме женщины через паховый канал проходит круглая связка матки. При формировании грыжи вовлекается маточная труба с яичником, а иногда и матка. Это приводит к нарушению менструальной функции, хроническому воспалительному процессу, образованию спаек, сложностям интимного характера.

В случае ущемления может потребоваться удаление пораженного органа с последующей утратой способности к деторождению.

Причины, механизм формирования патологии

В образовании паховой грыжи выделяют два основополагающих звена: повышение внутрибрюшного давления и слабость мышечно-связочного аппарата пахового канала.

Под влиянием высокого давления в брюшной полости подвижные органы смещаются с привычного места и выпячиваются через слабые места брюшной стенки. Визуально определяется грыжевой мешок с воротами в районе пахового канала. У женщин грыжа может опускаться в область большой половой губы. Паховая грыжа у мужчин может дислоцироваться в мошонку.

К органам, участвующим в грыжеобразовании, относятся петли и брыжейка тонкого кишечника, слепая кишка, большой сальник, мочеточники и мочевой пузырь, матка, маточные трубы, яичники.

Факторы, способствующие формированию паховой грыжи у взрослых, следующие:

• Отягощенная наследственность;
  • Изнуряющие физические нагрузки с подъемом тяжелых грузов – профессиональный тяжелоатлетический спорт, профессия грузчика, спортсмены-штангисты;
  • Многократные, многоплодные беременности, роды;
  • Оперативное лечение опухоли предстательной железы, аппендицита;
  • Грыжи любой локализации в анамнезе;
  • Утрата мышечной силы и эластичности связок с возрастом;
  • Хронические запоры;
  • Длительный приступообразный кашель;
  • Анорексия, ожирение 2-3 степени.
боль у мужчины

Клиническая картина

Симптомы паховой грыжи в начале заболевания не выражены. Долгое время патология не вызывает дискомфорта, не снижает качество жизни, прогрессирует медленно. Небольшое выпячивание в районе паха безболезненное, мягко эластичное, напоминает увеличенный лимфоузел. Периодически припухлость исчезает.

С ростом грыжевого мешка появляются жалобы на болезненность при ходьбе, физической активности, ощущение распирания, давления внизу живота. Присоединяются диспепсические симптомы – чувство тяжести, отрыжка, тошнота, рвота; запоры, метеоризм, затрудненное мочеиспускание.

Характерным признаком является усиление боли и неприятных ощущений при чиханиипокашливании, натуживании. В случае косой грыжи наблюдается асимметрия мошонки или больших половых губ с увеличением на стороне поражения. При ущемлении появляется клиника «острого» живота: резкая боль в районе грыжи, грыжа перестает вправляться.

Методы обследования для постановки диагноза

Диагностировать паховую грыжу несложно. При сборе подробного анамнеза заболевания и жизни, объективного осмотра выставляется предварительный диагноз.

Для уточнения назначают дополнительные методы обследования.

• Лабораторные анализы (общий анализ и биохимия крови, печеночные пробы, коагулограмма, общий анализ мочи) – назначают для выявления степени тяжести, в предоперационной подготовке оценить возможные риски во время операции;
  • УЗИ органов брюшной полости, малого таза, пахового канала, мошонки – позволяет визуализировать содержимое грыжевого мешка, дифференцировать паховую грыжу от других заболеваний, уточнить разновидность, оценить состояние пахового канала и вовлеченных органов;
  • Герниография – рентген-исследование с контрастированием проводится при внутренней паховой грыже, когда есть жалобы на боль в паховой области, но нет явного выпячивания;
  • Ирригоскопия – рентген-контрастное обследование толстой кишки для определения ее локализации;
  • Цистография – рентгенологическое исследование мочевого пузыря с введением контрастного вещества, назначается при подозрении скользящей паховой грыжи с вовлечением мочевыводящей системы;
  • Компьютерная томография – позволяет точно локализовать грыжевые ворота, определить содержимое грыжевого мешка, проводится в сомнительных случаях для верификации диагноза.

Врач, установивший диагноз «паховая грыжа», расскажет, что делать дальше, подберет безопасное лечение с минимальным риском рецидивов, учитывая индивидуальные особенности.

как выглядит грыжа

Эффективные способы лечения

Легко вправляемое грыжевое содержимое дает ложное убеждение, что прошла паховая грыжа самостоятельно.

Не существует способов консервативного излечения. Эластичный бандаж предотвращает ущемление, замедляет скорость прогрессирования паховой грыжи, лечение оперативным путем полностью нивелирует патологический процесс, сводит риск рецидивов к минимуму.

Ущемление с признаками «острого» живота – прямое показание к неотложной хирургической помощи. Операция проводится как можно быстрее с минимальным обследованием и предоперационной подготовкой. Плановое лечение паховой грыжи, симптомы которой не вызывают опасения за жизнь пациента, проводится после полного обследования.

Герниопластика выполняется открытым доступом и лапароскопическим способом.

Операция по методу Лихтенштейна – классический вариант открытой пластики, «золотой» стандарт, который эффективен в отношении грыж любого размера и местоположения. Не требует общего наркоза. Выпячивание вправляется без вскрытия грыжевого мешка, после чего устанавливается специальная сетка для укрепления структур пахового канала. При таком лечении риск возникновения рецидивов менее 1%. Но в первые дни после операции может быть выражен болевой синдром, в отдаленном периоде иногда беспокоят хронические абдоминальные боли.

Менее инвазивным способом устранения паховой грыжи являются лапароскопические методики: трансабдоминальная преперитонеальная пластика (ТАПП), тотальная экстраперитонеальная пластика (ТЭП).

Доступ осуществляется через три небольших прокола в брюшной стенке, что обеспечивает быстрое восстановление и минимальные косметические дефекты. Операция проводится под общим наркозом с использованием эндоскопической установки. Идеальный вариант коррекции при двустороннем процессе. Интенсивность болей после операции значительно ниже.

Счастливый мужчина

Практические рекомендации для профилактики

Чтобы предотвратить образование паховой грыжи и провоцирующие факторы нужно:

• Выполнять физические упражнения, направленные на укрепление мышц передней брюшной стенки;
  • Следить за весом, придерживаться здорового питания;
  • Своевременно корректировать проблемы в работе кишечника, лечить кашель;
  • Во время беременности женщинам носить поддерживающий пояс-бандаж;
  • Избегать подъема тяжестей.
Последние статьи