Повышенный эстроген

Дата публикации: 30 июня 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Гормон эстроген является неотъемлемой частью здоровья репродуктивной системы женского организма. Он принимает непосредственное участие в таких важных процессах, как формирование половой зрелости, менструальный цикл, вынашивание ребенка и менопауза. Действие эстрогенов происходит не только на органы репродуктивной системы. Эти гормоны также отвечают за прочную костную систему, стабильную психику, красивую кожу и сильный иммунитет. При дефиците или переизбытке этого вещества нарушается баланс в организме, развиваются различные патологические процессы. Важно не игнорировать симптомы повышенного эстрогена и вовремя обращаться к гинекологу или эндокринологу.

Симптомы

Эстрогены в организме являются особыми химическими посредниками, благодаря которым обеспечивается работа различных систем и органов. Это основополагающий стероидный гормон, который принимает участие в половом развитии, репродуктивных функциях, костной системе, устойчивости иммунной системы.

Когда начинается половое созревание, происходит выделение гормона яичниками. В зависимости от фазы менструального цикла, количество эстрогена может варьироваться. В течение первых 14 дней концентрация вещества возрастает, после чего начинает постепенно снижаться, завершаясь менструальным кровотечением. На протяжении жизни уровень эстрогенов также варьируется. Его максимальное количество наблюдается в репродуктивном периоде, а когда наступает менопауза, уровень уменьшается. В период вынашивания ребенка количество гормона максимальное.

симптомы

К эстрогенам относят целую группу гормонов, которые являются родственными:

1. Эстрадиол. Является самым активным из группы, вырабатывается яичниками в репродуктивном периоде. Влияет на женские половые признаки, обеспечивает полноценное либидо и зачатие. При дисбалансе развиваются множественные гинекологические проблемы.
  2. Эстрон. Является главным гормоном в период климакса.
  3. Эстриол. Обеспечивает полноценное развитие плода, вырабатывается тканями плаценты.

Все перечисленные виды эстрогена в организме играют очень важную роль. Они отвечают за:

1. Полноценное функционирование органов репродуктивной системы. Обеспечивают фертильность, участвуют в репродуктивных функциях, влияют на нормальный менструальный цикл. Помогают зачать ребенка и выносить его – участвуют в подготовке эндометрия матки, активизируют сокращение фаллопиевых труб, ускоряют оплодотворение яйцеклетки.
  2. Работу сердечно-сосудистой системы. До наступления климакса, благодаря высокой активности гормонов стенки кровеносных сосудов прочные и эластичные. С наступлением менопаузы повышается опасность атеросклеротического заболевания, гипертонической болезни, аритмии.
  3. Состояние костной системы. При полноценном функционировании гормональной системы блокируются процессы минерализации тканей, а это чревато развитием остеопороза.
  4. Состояние кожи. При нормальном количестве гормонов в достаточном количестве вырабатывается коллаген, эластин и гиалуроновая кислота. Кожа плотная, увлажненная и защищенная от преждевременного старения.
  5. Состояние головного мозга. При нормальном количестве эстрогена формируются новые нейронные связи, это влияет на сон, память, концентрацию внимания.

У девочек в пубертатном периоде эстроген принимает участие в функциях практически всех органов, напрямую влияет на половое созревание:

• молочные железы увеличиваются;
  • растут лобковые волосы и подмышечные;
  • начинаются критические дни;
  • устанавливается менструальный цикл.

При дисбалансе эстрогена в организме нарушаются многие функции. Повышенный эстроген проявляется такими симптомами:

• стремительный набор массы тела;
  • отсутствие критических дней либо нерегулярный менструальный цикл;
  • отсутствие или ухудшение либидо и фертильности;
  • синдром хронической усталости;
  • повышенная тревожность, депрессия, апатичность, неврологические расстройства;
  • частые приступы мигреней;
  • напряженность в молочных железах, высокая чувствительность сосков и ареол;
  • отеки;
  • тяжесть в ногах, проблемы с венами;
  • частые перепады артериального давления;
  • миомы, кисты в яичниках и молочных железах;
  • руки и ноги постоянно холодные.

Дисбаланс половых гормонов может развиваться с наступлением климакса. В группу риска входят люди с лишним весом, поскольку в данном случае продуцирование эстрогена выполняется жировыми клетками — адипоцитами. Так повышается опасность развития рака груди. Высокий индекс массы тела у подростков во время пубертатного периода ускоряет наступление менструаций.

Повышенный уровень гормона, независимо от возраста, может вызывать утолщение стенок эндометрия, который выстилает полость матки. В результате развиваются такие патологии – эндометриоз, рак эндометрия, полипоз эндометрия. В период вынашивания ребенка высокий уровень гормона является нормой, после родов он возвращается к привычным показателям.

Причины повышенных значений

симптомы

Концентрация гормонов в организме женщин зависит от различных факторов:

• возрастная категория;
  • генетическая склонность;
  • уровень жировой ткани.

Гиперэстрогенемия может развиваться под влиянием таких причин:

1. Ожирение. Это важный фактор, который влияет на развитие многих болезней. В жировых тканях или адипоцитах начинает образовываться липид-нерастворимый гормон лептин. Он активизирует синтез рилизинг-гормонов, а они стимулируют выработку эстрогена. Также в адипоцитах синтезируются половые гормоны. У девочек с лишней массой тела ускоряется наступление пубертатного периода, менструация начинается раньше. У подростков и взрослых с высоким индексом массы тела часто наблюдаются дисфункции менструального цикла, маточные кровотечения, эндометриоз, проблемы с зачатием. Беременность проходит с осложнением.
  2. Поликистоз яичников. Вызывает бесплодие по причине отсутствия овуляции. Провоцирующие факторы болезни – высокий индекс массы тела, сахарный диабет. Кроме повышенного эстрогена, поликистоз вызывает дисбаланс в гормонах репродуктивной системы. При их переизбытке яйцеклетка не созревает, развивается гиперплазия эндометрия. Нарушается менструальный цикл, это сопровождается отсутствием овуляции, набором массы тела, гирсутизмом.
  3. Сахарный диабет. Если инсулин вырабатывается в избыточном количестве, параллельно увеличивается метаболизм эстрогенов.
  4. Цирроз печени. Сопровождается разрастанием соединительной ткани. Функция органа нарушается, увеличивается выработка эстрогенов.
  5. Патологии коры надпочечников. Сопровождается гиперплазией тканей и повышением синтеза гормонов.
  6. Аденома гипофиза. Является причиной гиперэстрогенемии.
  7. Патологии эндокринной системы. Проявляются нарушением функций репродуктивной системы.
  8. Применение определенных лекарственных средств – барбитураты, противотуберкулезные препараты.
  9. Прием оральных контрацептивов, лечение эстрогенами.
  10. Новообразования злокачественного или доброкачественного характера.
  11. Возрастные процессы и изменения.

Уровень эстрогена может меняться при отсутствии сбалансированного рациона, курении, употреблении спиртных напитков, при нерегулярной интимной жизни, при систематических стрессах и хронических патологиях репродуктивной системы.

К кому обращаться

Есть определенные симптомы, которые позволяют заподозрить гиперэстрогенемию и вовремя посетить врача-гинеколога. Среди таких симптомов самыми распространенными являются:

• отсутствие критических дней, различные погрешности в цикле, тревожные симптомы;
  • трудности с зачатием;
  • боль в молочных железах.

Некоторые женщины посещают дерматолога, поскольку страдают акне и проблемами с волосами. К терапевту или эндокринологу обращаются при беспричинном наборе веса. Чтобы точно поставить диагноз и определить причину таких симптомов, нужно пройти обследование у гинеколога и эндокринолога.

Диагностика и обследование

лечение

Чтобы поставить точный диагноз, врачи назначают пациентам такие виды исследований:

• определение уровней таких гормонов – фолликулостимулирующего, лютеинизирующего, пролактина, тестостерона, эстрадиола, адренокортикотропного гормона, тироксина, трийодтиронина, тиреотропного гормона;
  • лабораторный анализ крови для определения уровня глюкозы, холестерина, липопротеинов различной плотности;
  • коагулограмма;
  • исследование уровня гликированного гемоглобина;
  • ультразвуковое исследование органов малого таза, щитовидной железы, молочных желез;
  • МРТ надпочечников, головного мозга;
  • КТ гипофиза.

Лечение повышенного эстрогена

Чтобы восстановить баланс эстрогена, нужно уделить много времени и внимания своему здоровью. Специалисты советуют отказаться от употребления спиртных напитков, поскольку метаболизм эстрогена происходит в печени. Также нужно ограничивать контакты с химикатами, которые негативно влияют на работу печени – инсектициды, наркотические вещества.

Эндокринолог назначает правильную схему питания, благодаря которой можно избавиться от лишнего веса и предотвратить дальнейший набор массы тела. Рекомендуется заниматься посильными видами спорта, полезными будут пешие прогулки. Также следует отказаться от курения, благодаря этому уменьшиться опасность развития тромбов, атеросклероза и их осложнений.

Лечение гиперэстрогенемии обусловлено причиной, которая вызвала повышение уровня гормона. Самостоятельно подбирать препараты запрещено, схема терапии должна назначаться только врачом, в зависимости от результатов диагностики. Нередко после коррекции образа жизни удается вернуть нормальные показатели эстрогена.

Эндокринолог или гинеколог нередко назначает гормональные средства, благодаря которым можно восстановить баланс половых гормонов. Если гиперэстрогенемия вызвана приемом медикаментозных средств, выполняется коррекция схемы лечения. Если причиной стали хронические заболевания, основные мероприятия будут направлены на лечение обострений этих болезней.

При наличии кист, миом, поликистоза и прочих новообразований назначается гормональная терапия. При отсутствии эффективности лечения может рассматриваться целесообразность хирургического вмешательства.

Нервные перенапряжения, частые стрессы также являются причинами дисбаланса гормонов. Если избежать таких переживаний не получается, можно обратиться к психиатру или неврологу, который подберет подходящие препараты. Полезным будет курс психотерапии или психокоррекции, который поможет справляться с нервными потрясениями, депрессией, повышенной тревожностью.

Последние статьи