Мастит

Дата публикации: 9 февраля 2022 г.

Время прочтения: 5 минут

Мастит представляет собой заболевание, выраженное в острой или хронической форме, сопровождающееся уплотнением и покраснением молочных желёз. У пациентки может повыситься температура, в том числе локально, в месте воспаления. Всё это сопровождается острой болью. Чтобы оперативно помочь женщине, требуется немедленное обращение к врачу и качественная постановка диагноза.

Характеристики мастита

болезненная грудь

Мастит в давние времена называли термином грудница. Это устаревшее название, которое сегодня не используют. Давая определение заболеванию, следует отметить, что это любой воспалительный процесс тканей молочной железы.

Существует несколько основных причин, в результате которых происходит развитие воспаления.

• Присоединение инфекции.
  • Неправильное прикладывание в период лактации.
  • Анатомическая особенность.

Мастит у женщин проявляется сильным уплотнением и даже окаменением грудных мышц, резкими и острыми болями, которые сложно терпеть, часто покраснением тканей, а также повышение показателей температуры.

Чаще мастит возникает у молодых матерей, родивших не более трёх месяцев назад. Чаще у девушек, которые впервые познали радость материнства. Редко развивается у женщин в постменопаузный период, а также у новорожденных детей обоих полов.

Чаще всего возбудителем воспаления становится золотистый стафилококк и другие инфекции.

Отсутствие своевременной постановки диагноза и грамотной терапии может привести к серьёзным осложнениям. Именно поэтому Лечение мастита должен назначать квалифицированный врач после сбора анамнеза и пристального осмотра пациента.

как вглядит болезнь

Самый распространённый вид мастита послеродовой, симптомы мастита ярко выражены и представляют собой следующие проявления:

• уплотнение в груди, которое отлично определяется при пальпации;
  • краснота кожи;
  • локальная гиперемия (только в области молочных желёз);
  • лихорадка;
  • общие симптомы интоксикации.

Часто мастит развивается без выраженных симптомов застоя молока у женщин, выкармливающих малыша грудью. При развитии болезни и отсутствии квалифицированного лечения боль становится острой, уплотнение увеличивается в размерах, а температура тела становится выше.

Выкармливание становится настоящим испытанием. В грудном молоке могут быть обнаружены кровь и гнойные массы.

Мастит способен развиться у неоднократно рожавших женщин старшего возраста. Симптомы мастита такого типа схожи с онкологией. Нагноения обычно не происходит. Плотность прощупывается в районе соска, сопровождается инфильтрацией тканей.

У новорожденных детей может возникать мастит. Обычно он является следствием остаточного воздействия гормонов матери на организм ребёнка. Если обнаружен гной при надавливании, потребуется помощь хирургов. В остальных случаях симптомы проходят за несколько дней без последствий для ребёнка.

Причины образования

женщина держит грудь

Наиболее частой причиной развития мастита является продолжительный лактостаз. Он характеризуется длительным отсутствием оттока грудного молока из всей железы или определённой её части. В результате в груди образуется полость, заполненная застоявшимся молоком, которая становится благоприятным местом для развития инфекции и воспалительного процесса.

Патогенная микрофлора, а именно золотистый стафилококк, стрептококк или кишечная палочка, попадают внутрь полости и размножаются, поражая организм, вызывая воспаление. В запущенных случаях, без лечения, может развиться абсцесс.

Нередко мастит груди вызван наличием развивающейся у женщины инфекции. К примеру, инфекции полости рта, органов дыхания, половой или мочевыделительной системы. Патогенные микроорганизмы перемещаются вместе с кровяным потоком, попадая в благоприятную среду. Они способствуют становлению воспаления.

Развитию мастита может способствовать неправильное кормление ребёнка. Здесь предусматривают:

• травмы и дефекты;
  • неплотное или неверное прикладывание малыша;
  • долгое отсутствие кормления;
  • неполное опустошение или прикладывание только к одной груди.
кормление ребенка

Если девушка не может наладить грудное вскармливание или испытывает боль во время кормления ребёнка, лучше обратиться к консультанту по грудному вскармливанию.

Мастит может развиваться при анатомических особенностях и системных факторах. К примеру, дефекты сосков или наличие рубцов на груди. В результате отток молока происходит не полностью, благоприятствуя развитию воспаления.

Классификация и стадии

По форме течения мастит разделяют на острый и хронический. В первом случае болезнь проявляется острыми болями, резким повышением температуры и сильным распиранием груди. О хроническом течение заболевания можно говорить, если пациента «перетерпела» период острых болей, и они стали менее интенсивными, но не ушли совсем. По прошествии полугода с этого момента можно говорить о хроническом течении болезни.

Хронический мастит создаёт массу проблем. Во-первых, он в любой момент способен принять острую форму и вызвать сильнейшие боли. Во-вторых, может образоваться свищ, который вскрывается только хирургическим путём.

опухший участок

Также мастит разделяют по характеру воспаления. Здесь выделяют гнойный и негнойный заболевания. Они отличаются течением и имеют разные терапевтические назначения.

Стадии болезни обычно протекают последовательно:

• Начальная стадия серозного заболевания. Пациентка чувствует недомогание, как при ОРВИ, локально повышается температура и присутствует боль.
  • Следующая стадия заболевания — инфильтративная. Описанные ранее проявления становятся острее, температура тела повышается, в частности грудь становится горячей.
  • С выделением гноя. С начала проявления воспалительного процесса должно пройти около трёх дней, когда развивается гнойная форма заболевания. Выделяют несколько форм мастита, которые отличаются степенью поражения и областью локализации болезни.

Может возникнуть тотальный мастит, который поражает грудь в целом. Он требует немедленного вмешательства врачей.

пальпация груди

Очаг воспаления отлично прощупывается при пальпации. Врач отмечает умеренное увеличение и покраснение в области молочной железы, а также увеличением объёмов лимфоузлов, расположенных рядом с грудью.

Доктор обычно назначает пациентке процедуру ультразвукового исследования молочной железы. При прохождении процедуры обнаруживаются стандартные симптомы воспалительного процесса в тканях:

• утолщение в местах воспаления;
  • сильное расширение протоков;
  • сглаживание границ и рельефа дифференцированных структур молочной железы.

Инфильтрация и нагноение, а также признаки некроза хорошо определяются УЗИ-процедурой. Эффективность подобной диагностики, согласно статистике, составляет более 90%. Для диагностики не требуется проведение маммографии, так как причина изменения тканей понятна на этапе УЗИ-исследования. Для определения характера воспаления, врач может назначить проведение биопсии.

здоровая грудь

Терапевтическое воздействие требуется пациентке незамедлительно, чтобы не допустить развития инфекционного процесса. Поэтому при подозрении на образование воспалительного процесса, требуется незамедлительно обратиться в поликлинику. Лечение мастита расписывают после тщательной диагностики и в соответствии с состоянием пациентки.

Самостоятельное лечение или откладывание посещения врача недопустимо. Болезнь имеет свойство быстро развиваться и имеет осложнения в виде сепсиса и некроза, которые потребуют оперативного вмешательства.

При отсутствии нагноений предусматривается консервативное лечение с применением антибиотиков широкого спектра. Чтобы снять симптомы инфильтрационного мастита потребуется не менее двух дней. Для полного выздоровления – неделя. Если определяется выраженная интоксикация организма, проводится соответствующее лечение с применением специальных растворов и глюкозы.

Прогрессирующий мастит становится прямым противопоказанием к дальнейшему грудному вскармливанию. В этот момент молоко насыщенно токсичными составляющими, способными нанести вред ребёнку.

Гнойные формы болезни требуют незамедлительного хирургического вмешательства. Пациентке проводят вскрытие мастита, санацию полости, а также производят дренирование гнойного очага. При осложнении заболевания проводят подавляющую лактацию терапию, так как грудное вскармливание далее противопоказано женщине.

счастливая женщина

Мастит при грудном вскармливании возникает вследствие запущенного лактостаза. Поэтому меры предосторожности для этих заболеваний схожи. Женщина должна полностью опорожнять молочные железы. Если этого не делает ребёнок во время кормления, нужно пользоваться молокоотсосом или сцеживать молоко руками.

Если ребёнку достаточно молока из одной груди, в следующее кормление его прикладывают к нетронутой ранее молочной железе.

Обязательно соблюдать гигиену, давать малышу только чистую грудь, обязательно мыть руки. Ребёнок должен правильно захватывать сосок. Если этого не происходит, стоит обратиться к консультантам по грудному вскармливанию. Кроме того, не стоит давать ребёнку грудь для успокоения. Постоянное посасывание приводит к появлению трещин и воспалению сосков, что чревато развитием инфекции.

Во время не обнаруженная или невылеченная болезнь способна привести к развитию гнойного мастита. В этом случае потребуется оперативное вмешательство и сложная антибактериальная терапия, при которой дальнейшая лактация противопоказана.

Вопрос-Ответ

Женщины часто не знают, как проявляется мастит и поздно обращаются к врачу. Предлагаем не махать рукой на собственное здоровье, а задавать вопросы квалифицированным специалистам.

Как можно определить мастит самостоятельно? Можно ли справиться с ним народными методами?

Не стоит заниматься самолечением! Мастит – это запущенное состояние, которому предшествовал лактостаз. Дальнейшее промедление и отсутствие квалифицированной терапии способно привести к серьёзным осложнениям. Советуем немедленно обратиться к доктору.

Может ли развиться мастит у женщины старшего возраста, после менопаузы?

Такой вариант заболевания возможен, хотя и довольно редко. В первую очередь не стоит паниковать. Рекомендуем также без промедления обратиться к маммологу и получить назначение качественного лечения. Это поможет оперативно справиться с заболеванием, не доводя до развития осложнений.

Как инфекция попадает в молочную железу?

Инфекционное воспаление может развиться в следствии попадания патогенной микрофлоры через повреждения кожных покровов, соска или с кровотоком из других заражённых органов.

Последние статьи